Оформление результатов поисково-исследовательской работы участников акции "Восстановление духовно-исторической памяти"

Печать

 

 Оформление результатов

поисково-исследовательской работы

участников акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

 

Тамбов

2013

 

Рецензенты:

методист по краеведению ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

В.И. Алехина

 

 

 

 

Оформление результатов поисково-исследовательской работы участников акции «Восстановление духовно-исторической памяти» / сост.: Аверина И.В., Глазкова Т.Н., Дерябина Ю.Г., Коровина Е.В. Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. 42с.

 

 

 

 

Данное издание подготовлено с целью оказания методической помощи в оформлении материала по итогам исследовательской деятельности  акции «Восстановление духовно-исторической памяти».

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

От составителей

4-6

I.Положение об акции «Восстановление духовно-исторической памяти»

 

7-18

II.Структурные компоненты исследовательской работы

21-24

III.Требования к оформлению исследовательской работы

25-34

IV.Рекомендуемые к использованию источники информации

35-36

V.Приложения

37-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разрушенные храмы похожи на            наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни»

Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев

От составителей

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности является сложным и многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества  в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа  и сознание человека.

Значимость духовно-нравственного воспитания в становлении и развитии личности подрастающего поколения отражена в учениях Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, К.В. Ельницкого, В.А. Сухомлинского, В.В.Зеньковского и др.

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

«Память истории священна» - такова была жизненная позиция Д.С. Лихачева, реализованная в его научных трудах о русской культуре и общественной деятельности. Она отражает возрастающий интерес в общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого, истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым вещам. Исследователи называют такие знаки памяти культурными символами, отразившими в самосознании и ментальности народа духовные ценности и коллективные представления исторической эпохи.

Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Культурная память – необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам.

Акция «Восстановление духовно-исторической памяти» позволит раскрыть историю развития нашего края, которая тесно связана с историей русской православной церкви.

В процессе реализации данной акции предполагается приобщение детей и молодежи к изучению традиционной российской культуры через исследовательскую деятельность, что позволит приобрести новые культурно-исторические  и краеведческие знания. Целенаправленно организованная исследовательская деятельность содействует развитию духовно-нравственных качеств личности, формирует творческое и аналитическое мышление.

Данное методическое пособие позволит руководителям штабов и участникам акции «Восстановление духовно-исторической памяти» грамотно оформить материалы исследовательской работы.

Исследовательская работа расскажет  об утраченных святынях (храмах, святых источниках, монастырях) нашего края, от которых сохранились только пожелтевшие снимки и архивные записи. Но если невозможно вернуть утраченное, то есть надежда восстановления утраченной памяти и связи нынешнего поколения с духовной традицией нашей страны.

 

I.ПОЛОЖЕНИЕ

об акции «Восстановление духовно-исторической памяти»

 

I. Общие положения

1.1. Акция «Восстановление духовно-исторической памяти» (далее - Акция) направлена на восстановление культурно-исторической преемственности поколений через увековечивание памяти об утраченных святынях Тамбовщины (храмах, монастырях, часовнях, святых источниках).

1.2. Акция предполагает привлечение к исследовательской деятельности на добровольных началах обучающихся и студентов путем организации их участия в поисково-исследовательской, проектной  и творческой деятельности.

1.3. Акция носит воспитательно-просветительский характер и не преследует коммерческих целей.

II. Цели и задачи

2.1. Основная цель Акции - увековечивание памяти о разрушенных православных храмах, монастырях, святых источниках на территории Тамбовской области.

2.2. Задачи Акции:

- организация поисково-исследовательской деятельности по выявлению разрушенных православных храмов на территории Тамбовской области;

- привлечение к работе по поиску и увековечиванию памяти об утраченных православных святынях учащейся молодежи;

- привлечение внимания общественности к проблеме возрождения православных святынь в Тамбовской области;

- организация деятельности по установке поклонных крестов и мемориальных табличек на местах разрушенных храмов Тамбовщины;

- воссоздание летописей православных святынь Тамбовского края.

III. Организаторы и участники

3.1. Организаторами Акции являются Управление образования и науки Тамбовской области и ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение», ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества».

3.2. В процессе реализации акции предполагается сотрудничество с Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской митрополии, Историко-архивным отделом  Тамбовской митрополии.

3.3. Участниками Акции являются органы местного самоуправления, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования,  муниципальные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения начального и среднего профессионального образования.

IV. Сроки проведения

4.1. Акция проходит с января 2013 по сентябрь 2014 г. и реализуется в три этапа:

  1. Подготовительный этап – январь-апрель 2013г.;

2. Основной этап – май-декабрь 2014г.;

3. Заключительный этап – декабрь-сентябрь 2014г.

V. Порядок проведения

5.1. Мероприятия в рамках Акции реализуются в логической последовательности, соответствующей основным ее этапам (Приложение 1).

5.2. На подготовительном этапе планируется создание штабов для реализации Акции на местах, организация поисково-исследовательской деятельности,  создание Интернет-ресурса для освещения деятельности в рамках Акции,  открытое обсуждение,  участие  в грантовом конкурсе «Православная инициатива - 2013».

5.3. На основном этапе предполагается установка поклонных крестов и мемориальных табличек на местах разрушенных святынь, организация работ по благоустройству святых источников.

5.4. На заключительном этапе планируется проведение областного конкурса исследовательских работ, подготовка и публикация сборника об утраченных святынях Тамбовщины, подготовка и тиражирование медиаресурса по итогам Акции.

VI. Механизм реализации

6.1. Ответственные за проведение Акции на местах разрабатывают план реализации предусмотренных мероприятий и работают в соответствии с ним.

6.2. По завершении подготовительного и основного этапов отчеты по планам и сопутствующие материалы направляются участниками в координационный комитет на электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript согласно приложению 2 к настоящему Положению.

6.3. Координационный комитет на основе поданных с мест материалов проводит работу по их систематизации,  обобщению, подготовке  сборника и т.д.

VII. Подведение итогов

7.1. Для подведения итогов Акции организуется работа конференции «Сохраненная память», в рамках которой планируется церемония награждения наиболее активных ее участников из числа обучающихся, педагогов, специалистов и административных работников.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные мероприятия

в рамках проведения акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

 

№ п/п

Цель, этап, мероприятие

Ответственный исполнитель

1

2

3

Цель: увековечивание памяти о разрушенных православных храмах на территории Тамбовской области

I. Подготовительный этап

1.1.

Формирование координационного комитета по реализации Акции

Управление образования и науки;

Управление культуры и архивного дела,

Тамбовская митрополия

1.2.

Создание  и организация  работы штабов по участию в Акции

Органы местного самоуправления;

муниципальные центры духовно-нравственного воспитания

1.3.

Организация и проведение комплекса архивных и полевых исследований по выявлению разрушенных храмов, монастырей, святых источников на территории Тамбовской области:

- составление исторических справок;

- формирование фотоотчетов

Управление культуры и архивного дела; Тамбовская Митрополия; органы местного самоуправления;

образовательные учреждения;

муниципальные центры духовно-нравственного воспитания

1.4.

Составление перечня утраченных храмов и монастырей

Управление образования и науки;

управление культуры и архивного дела;

образовательные учреждения;

Тамбовская епархия;

ТОГБУ Центр «Преображение»

1.5.

Проведение социологического опроса среди населения области об отношении к возрождению православных святынь Тамбовского края

муниципальные центры духовно-нравственного воспитания

1.6.

Информационно-методическое сопровождение Акции

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»;

ТОГБУ Центр «Преображение»;

Отдел ОРОК Тамбовской митрополии; Тамбовский центр исследования и сохранения культурно – исторического  наследия (ТЦИС ДКН)

1.7.

Создание Интернет-ресурса, посвященного освещению реализации основных этапов Акции и ее обсуждению

ТОГБУ Центр «Преображение»,

Тамбовский центр исследования и сохранения культурно - исторического наследия (ТЦИС ДКН)

II. Основной этап.

2.1.

Изготовление и установка поклонных крестов и мемориальных табличек на местах разрушенных храмов

Органы местного самоуправления;

муниципальные центры духовно-нравственного воспитания

2.2.

Организация работы молодежных волонтерских трудовых отрядов по уборке бытового и строительного мусора на месте разрушенных храмов и монастырей

Органы местного самоуправления;

образовательные учреждения

2.3.

Организация работ по расчистке и благоустройству заброшенных святых источников силами обучающихся и студентов

Органы местного самоуправления;

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»;

образовательные учреждения

2.4.

Освещение реализации Акции в средствах массовой информации и сети Интернет

Управление образования и науки; ТОГБУ Центр «Преображение»; муниципальные центры духовно-нравственного воспитания

 

III. Заключительный этап.

3.1.

Проведение областного конкурса исследовательских работ участников Акции

Управление образования и науки;

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»;

ТОГБУ Центр «Преображение»

3.2.

Организация и проведение церемонии награждения наиболее активных участников Акции среди обучающихся, студентов, педагогов и административных работников

Управление образования и науки;

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»;

ТОГБУ Центр «Преображение»

3.3.

Подготовка и публикация сборника материалов «Утраченные святыни земли Тамбовской» по итогам реализации Акции

Управление образования и науки;

ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»;

ТОГБУ Центр «Преображение»

3.4.

Подготовка и тиражирование медиаресурса по итогам реализации Акции

Управление образования и науки;

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»; ТОГБУ Центр «Преображение»

3.5.

Проведение заключительных социологических исследований по итогам реализации Акции и их обобщение

Муниципальные центры духовно-нравственного воспитания;

ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

 

 

Приложение 2

 

Порядок и формы предоставления отчетности

по реализации акции«Восстановление духовно-исторической памяти»

  1. План работы территориальных штабов по проведению Акции составляется в произвольной форме и должен включать в себя перечень основных мероприятий в рамках реализации первого и второго ее этапов. Отчет  о проделанной работе формируется на основе плана и вместе с сопутствующими материалами передается в координационный комитет по электронной почте на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
    1. К отчету о проделанной работе  в обязательном порядке прилагаются:

- исторические справки об утраченных храмах и монастырях на территории района (города);

- заверенные копии документов из районных и городских архивов;

- сведения о наиболее активных участниках Акции и наиболее значимых мероприятиях;

- статистическая информация (Приложение 3);

- исторический паспорт утраченной святыни (Приложение 4);

- результаты социологического опроса местного населения;

- фотоотчет.

3. Исследовательская работа, представляемая по итогам завершения первого и второго этапов Акции должна включать:

- введение (обозначение актуальности исследования, его предмета и объекта);

- основную часть (непосредственно исследование);

- заключение (итоги исследования, его обобщение);

- приложения.

Авторами (авторскими коллективами) могут быть представители общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений начального и среднего профессионального образования, муниципальных центров духовно-нравственного воспитания и др.

Приложение 3

Основные статистические показатели реализации акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

город (район)

Цели, задачи

Показатель

Единица измерения

Итоговый показатель

1

2

3

5

Цель: увековечивание памяти о разрушенных православных храмах на территории Тамбовской области.

Задача 1. Организация поисково-исследовательской деятельности по выявлению разрушенных православных храмов на территории Тамбовской области

1.1. Количество проведенных архивных и полевых исследований

ед.

 

Задача 2. Организация деятельности по установке поклонных крестов и мемориальных табличек на местах разрушенных храмов Тамбовщины

2.1. Количество установленных поклонных крестов и мемориальных табличек на местах разрушенных храмов

шт.

 

2.2. Количество расчищенных и облагороженных святых источников

ед.

 

Задача 3. Привлечение к работе по поиску и увековечиванию памяти об утраченных православных святынях учащейся молодежи

3.1. Количество обучающихся, принявших участие в поисково-исследовательской деятельности

чел.

 

3.2. Количество обучающихся, принявших участие в трудовой волонтерской деятельности в рамках Акции

чел.

 

Задача 4. Привлечение внимания общественности к проблеме возрождения православных святынь в Тамбовской области

4.1. Количество респондентов, опрошенных в ходе социологического исследования

чел.

 

4.2. Количество материалов, отражающих работу Акции в средствах массовой информации и сети Интернет

ед.

 

 

 

Задача 5. Участие в конкурсе «Православная инициатива»

5.1. Количествопроектов, разработанных в рамках конкурса «Православная инициатива»

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Исторический паспорт утраченной святыни

1. Наименование

2. Адрес

3. Время сооружения

4. Автор - архитектор, строитель

5. Расположение

6. Исторические сведения (важнейшие исторические события и выдающиеся личности, связанные с разрушенным храмом, строительная периодизация)

7. Тип, планировочная структура,  основные габариты (описать по фото, литографии, если сохранились в архиве, у населения)

8. Конструктивная система, материалы фундаментов,  стен, перекрытий, отделочные материалы, размеры кирпича, каменных блоков, керамики (если есть справка или другое описание)

9. Объемно-пространственная композиция разрушенного храма, его значение в ансамбле, окружающей застройке и ландшафте

10. Какое было декоративное убранство фасадов: скульптура, орнамент, роспись, керамика и т.д. (краткая художественно-стилевая характеристика)

11. Интерьер разрушенного храма

12. Историческое значение разрушенного храма в развитии культуры той местности, где храм находился

13. Фиксация места разрушенного храма

14. Планируемые работы

15. Состояние разрушенного храма (только конторы, нет даже контура, сохранены цокольные этажи)

16. Современное использование места, где находился храм

17. Охрана места порушенного храма как памятника (кем, когда взят на охрану, наличие охранной зоны)

18. Основная  библиография

19. Дополнительные сведения

20. Дата составления паспорта___________________

II. Структурные компоненты исследовательской работы 

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

-титульный лист;

-содержание;

-введение;

-главы основной части;

-выводы;

-заключение;

-список литературы;

-приложения.

Титульный лист является первой страницей поисково-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого  осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его должность, научное звание (если имеется). В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы (Приложение 1).

Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (Приложение 2). Введение и заключение не нумеруются.

Во введении фиксируется:

- проблема, актуальность, практическая значимость исследования;

- определяются объект и предмет исследования;

- указываются цель и задачи исследования;

- перечисляются методы работы.

Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования.

В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов, определение противоречий и  актуальности  исследования.

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

Объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, например:

объект исследования -  храм села  Кутли  Пичаевского района, названный в честь иконы Казанской Божьей Матери.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования, например: предмет исследования - изучение исторической судьбы, архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности Казанского храма.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования. Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения, например: получить исторические сведения о прошлом и настоящем Казанского храма села Кутли Пичаевского района.

Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить …,выявить…, обосновать…, определить… и т.д.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования, например:

-проанализировать имеющиеся научные источники по изучаемой проблеме исследования;

-провести исследовательскую работу разрушенной святыни;

-выявить путем проведения социального опроса отношение населения к акции «Восстановление духовно-исторической памяти»;

-разработать план основных мероприятий исследовательской деятельности;

-организовать работу по расчистке и благоустройству заброшенных святых источников силами обучающихся и студентов;

-сформировать фотоотчет по проведенному исследованию.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания исследовательской работы

В первой главе необходимо проанализировать архивные материалы, исторические источники литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и по итогам первой главы сделаны соответствующие обобщения и выводы.

Во второй главе дается анализ достигнутых результатов, обосновывается выбор методов и методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При написании второй главы рекомендуется использовать методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседа, интервью и т.д.)

Раздел исследовательской части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами,  которые  должны являться следствием данного исследования и соответствовать поставленным задачам. Выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала.

В этой главе рекомендуется описать предполагаемое  место установки поклонного креста или памятного знака.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Выводы должны соответствовать поставленным задачам: практическим и теоретическим.

Заключение должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

После заключения, принято помещать список литературы, в него заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно -  исследовательской работы.

В приложение необходимо отнести таблицы, чертежи, фотографии, интервью, результаты социологического опроса, статьи в местной газете о ходе акции, наиболее интересные или типичные, раскрывающие содержание темы иллюстрации и т.д. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: анкеты,  справки, документы, подтверждающие исследование и т.д.

III. Требования к оформлению исследовательской работы

Общие требования к оформлению 

Исследовательская работа должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст представляется на белой бумаге форматом А4(297х210) на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

-размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см,нижнее — 2,5 см;

-нумерация страниц—по центру внизу страницы;

-текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), 14 шрифтом;

-абзац—1,25 см;

-нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.

Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.

Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала.

Заголовки следует располагать посередине строки симметрично к тексту, между заголовком и текстом пропуск в 3 интервала.

Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят.

Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию.

Оформление цитат и ссылок 

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

-при дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана впервоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. с. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.

-при недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: (23).

-если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то в ссылке следует указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: (Цитирую  по книге. [6. С. 240]).

-если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

-при цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

-если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною — О. К.).

Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [там же ] или при цитировании ( там же с. 309).

Оформление  таблиц 

Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:

-слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.

-нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам.

Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах. Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и большого количества наглядного материала.

-название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в конце. При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.

Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы».

Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы (Приложение 3).

Оформление  иллюстраций 

В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:

-все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация ставится  отдельно для каждого вида.

-в текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки «сказанное выше подтверждает рисунок…»;

-номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без номера после слова «Рис.» (Приложение 4).

-на самой иллюстрации допускаются различные надписи, если этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.

Оформление  приложений

В приложение следует отнести архивные чертежи или документы, фотографии, воспоминания, рисунки. Можно дать полный текст, обнаруженных неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно сделав ксерокопии документов или фотографий видов отдельных церквей, храмов, монастырей, святых источников и т.д. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. В приложении необходимо прописать всех участников акции, привлеченных к работе по поиску и увековечиванию памяти об утраченных святынях (Ф.И. обучающихся, Ф.И.О. преподавателей, руководителей муниципальных органов власти, родительской общественности, настоятелей храмов и т.д.). Рекомендуется оформить фотоальбом с краткой аннотацией по основным этапам реализации акции.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.

Приложение имеет тематический заголовок, который располагается посередине строки под нумерацией приложения.

В приложение можно поместить воспоминания старожилов села, священнослужителей (Приложение 4).

Оформление  библиографического списка

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке:

-для книг одного или нескольких авторов указывается фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы, место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Бегиян С.Р. Православные святыни России. М.: Харвест, 2008. 385с.

-для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».

Например: Советы управляющему.  / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. 304с.

-при оформлении сборника с коллективом авторов под общей редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия) далее могут быть либо слово «Сост.» и перечисляется ряд составителей (точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка), количество страниц (прописная «с», точка), либо слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка), количество страниц (прописная «с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М. Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой.  М.: Русск. Яз., 1990. 251 с.

Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

-для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала без кавычек (точка), год издания (точка), номер журнала (точка), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Никандров Д.Н. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. №4. С. 3-9.

Подготовка  презентации

Презентация готовится  в программе Power Point.

Начинается презентация с титульного листа, на котором располагается название работы и учреждения (района). Кроме названия, допустимо содержание цитат или эпиграфа, актуальных для активизации внимания слушателей.

Необходимо помнить о том, что нельзя охватить все. Презентация базируется на  основных результатах деятельности по  каждому этапу.

Оформлять все слайды рекомендуется в едином стиле. Дизайн не должен отвлекать слушателей от содержания, основная информация (рисунки, диаграммы, текст).

Текст презентации должен быть простым, лаконичным, напоминающим тезисы, используйте одинаково хорошо читаемый на расстоянии и вблизи шрифт без засечек и изысков. Не смешивайте разные шрифты в одной презентации.

Самую важную информацию располагайте в центре слайда. Следите за тем, чтобы под каждым рисунком находились подписи.

Не стоит использовать рисунки, фотографии плохого качества.

 

Оформление видеоролика

Видеоролики являются одними из наиболее актуальных и современных на сегодняшний день способов представления информации, к которым предъявляются требования:

- продолжительность видеоролика не более 15 минут;

-жанр видеоролика: короткометражный, документальный фильм, репортаж;

-видеоролики должны быть выполнены в любом  видеоредакторе и представлены в электронном  виде (файл  в формате WindowsMediaVideo, WMV),  AppleQuickTime (MOV), MPEG4, DivX, XviD(Avi.MPG)

Работы принимаются: - на цифровых носителях – CD, DVD, флеш-картах.

IV. Рекомендуемые к использованиюисточники информации

Сайты:

1.http://www.tambovdoc.ru/

История Тамбовской епархии (Собрание полнотекстовых архивных документов с 1917-1970 годы)

2.http://elibrary.tambovlib.ru/.

Электронная библиотека Тамбовской области.

3.http//www.petergen.com/soures/eparchyrpc.shtml

Список благочинных и подведомых им церквей и сел Тамбовской епархии

4.http//nipol.ucoz/ru

Список населенных мест по сведениям 1862 года.

5.http//serpovoe.morshansk.ru/monastiri/html

О Тамбовских монастырях

6.http/www.eparhia-tmb/ru

История Тамбовской митрополии.

Книги:

Алленова А.Н. Церковь и власть: Тамбовская епархия в 1917–1927 гг.  Тамбов, 2005.

Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911.

Вейликов Л. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии. СПБ., 1872.

Иеромонах Иаков (Максимов). История Тамбовской епархии со дня основания до 1900 года. / Курсовое сочинение выпускников МДА.Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1969.

Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. Тамбов, 1992.

Кученкова В.А. Тамбовские православные храмы. Тамбов, 1992

Мизис Ю.А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII вв.: Учебное пособие. Тамбов, 1990.

Муравьев Н.В. История возникновения населенных пунктов Тамбовской области. Тамбов, 1992.

Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993.

Чеботарев С.А.  Тамбовская епархия 40-60-е гг. XX в. Тамбов, 2004.

Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1892.

Хитров Г.В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861.

Архивные источники:

ТОГБУ Государственный архив Тамбовской области;

Архив Тамбовской митрополии;

Архив социально-политической истории Тамбовской области.


Приложение 1

Образовательное учреждение

 

 

 

 

История Покровского храма

 

поисково-исследовательская работа

 

 

 

 

Автор исследовательской работы:

Ф.И.О.

Научный руководитель:

Ф.И.О.

 

 

 

 

Тамбов

2013

Приложение 2

Оглавление

Введение

3-5

 

Глава I. История возникновения Троицкой церкви

 

 

 

1.1. Первые строители церкви

5-15

1.2.Краткие документальные сведения

1.3. Чудотворные и особо почитаемые иконы Троицкой соборной церкви

1.4. История появления в церкви иконы Святой Троицы

 

16-21

 

22-34

 

35-41

 

 

Глава II.Описание поисково-исследовательской деятельности

 

2.1.Организация исследовательской деятельности

2.2. План основных мероприятий исследовательской деятельности

2.3. Анализ достигнутых результатов

 

 

42-45

 

46-49

 

50-53

Заключение

Приложения

54-57

58-70

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 1

Участники реализации акции

«Восстановление духовно-исторической памяти»

№ п/п

Ф.И.О.

участников

Должность

1.

Иванова Мария Петровна

Учитель истории

2.

Васильев Петр Иванович

Обучающийся

3.

Сергеев Олег Егорович

Специалист отдела образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Воспоминание, интервью.

Иванова Мария Ивановна, проживающая по адресу  г. Тамбов,  ул. М. Горького 6, кв. 31

 

 

 

Прописывается текст воспоминания.

 

 

 

 

 

 

 

С моих слов записано верно

Дата   Подпись  Расшифровка  подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LAST_UPDATED2  

Проголосуй за наш сайт