СТЕНОГРАММА заседания Попечительского совета по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды»

Печать

А.Д.Беглов

Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые члены Попечительского совета, гости!

Приветствую вас на заседании Попечительского совета Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». Хочу передать вам слова приветствия и от Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

В прошедшем году заседание Совета состоялось в рамках культурно-образовательного  православного форума Центрального федерального округа «От сердца – к сердцу» с педагогической общественностью, на котором присутствовал Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Разговор шел об особой роли учителя в нравственном воспитании подрастающего поколения.

Ежегодно на Тамбовской земле на заседании Попечительского совета поднимаются наиболее актуальные, волнующие наше общество темы — проблемы образования, укрепления семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, духовно-нравственных ценностей, поддержки одаренных детей.

Тамбовская область нас встречает не только гостеприимством, но и показывает пример системной работы руководства области по организации воспитательной работы на всех ступенях образовательного процесса.

2015 год связан с юбилеем двух ключевых событий в истории нашей страны. Эти события занимают особое место в исторической памяти россиян.

Во-первых, все мы с трепетом встретили 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Победа, одержанная ценой огромных жертв и лишений,  стала важнейшим фактом национального самосознания наших соотечественников.

Во-вторых, исполнилась 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. С именем этого выдающегося правителя связано крещение Руси – событие, на многие века предопределившее цивилизационный выбор нашего общества. Влияние этого выбора на всю нашу историю, культуру, на мировоззрение россиян колоссально.

Будет правильным уделить особое внимание в ходе нашей работы вопросам сохранения исторической памяти. Без бережного отношения к ней, без обращения к высоким примерам служения Родине, к примерам нравственности и гражданственности,  которые демонстрировали наши предки, мы не сможем выстроить эффективную систему духовно-нравственного воспитания в сегодняшнем мире.

Сейчас пытаются переписать историю, взять под контроль сердца наших с вами наследников. Это вызов нашему времени, вызов, касающийся каждого гражданина. Поэтому нам всем необходимо объединиться и сплотиться вокруг этого. Мы должны выстоять.

Наши предки на протяжении веков всегда могли противостоять различным угрозам, в том числе и военного характера, угрозам духовного, нравственного характера.

От того, как мы сохраним наших наследников, зависит будущее нашей страны, наших детей, наших внуков. Это очень серьёзно. В нашей повседневной жизни идёт настоящая идеологическая борьба.

Очень много вопросов, разговоров, много дискуссий. Хочу сказать, что никто не против этих дискуссий, никто не против того, чтобы бороться с какими-то проявлениями недоработок и всего остального, но мы с вами прежде всего против «иудства», против предательства нашей страны.

Можно быть недовольным руководителем какой-то структуры,      каким-то государственным чиновником, но это не означает, что все действия, направленные против тех или иных лиц, должны быть направлены против нашей с вами страны. Это две разные вещи. Страна у нас одна — матушка, которая любит нас - и талантливых, и нерадивых.

Поэтому я хотел бы всем нам пожелать единства, единомыслия, сохранения нашей истории, наших наследников, нашей духовно богатой страны.

За прошедшие несколько лет работы Совета в регионах Центрального федерального округа накоплен серьезный опыт реализации различных проектов и программ в сфере духовно-нравственного воспитания. И он дает возможность более глубоко проанализировать наши принципиальные задачи в этой области и ключевые подходы к их комплексному решению.

В решении одного из первых заседаний Попечительского совета мы поднимали вопрос о необходимости разработки и нормативного закрепления концептуальных основ государственной политики в сфере духовно-нравственного образования и воспитания. И вот сегодня в рамках Попечительского совета нам будет представлена позиция временно исполняющего обязанности главы администрации Тамбовской области Александра Валерьевича Никитина по вопросу разработки региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания. В рамках ее разработки предлагается с опорой на Образовательную концепцию Русской Православной Церкви определить приоритетные задачи и магистральные направления совершенствования региональной системы духовно-нравственного воспитания. Причем  не на два-три года вперед, а на значительно более длительную перспективу. Понятно, что идея подобной стратегии возникла не из воздуха, а как итог критического осмысления результатов, уже достигнутых на Тамбовщине в этой сфере.

С учетом массового перехода с 1 сентября 2015 года на новые образовательные стандарты в основной школе острую актуальность приобретает вопрос об обеспечении единства учебной, внеурочной и внешкольной деятельности при реализации Программ воспитания  и социализации обучающихся, разрабатываемых сейчас в школах. Необходимо принять меры к тому, чтобы в каждой образовательной организации была создана непрерывная система духовно-нравственного воспитания учеников с 1 по 11 класс на основе обращения к традиционным нравственным ценностям. Вопросы выстраивания непрерывной линии духовно-нравственного воспитания школьников, обучающихся других ступеней образования, займут важное место в работе сегодняшнего заседания.

В связи с обсуждением темы создания непрерывной системы духовно-нравственного воспитания и образования, безусловно,  будет затронута и проблема подготовки педагогических кадров, готовых квалифицированно преподавать курсы основ религиозной культуры.  В частности, мы познакомимся с тем, как обстоят дела с подготовкой к открытию Межрегионального сетевого университета, идея которого была одобрена во время предшествующего заседания Совета.

Мы обсудим также острые проблемы взаимодействия государства, Церкви, семьи и общества в обеспечении духовной безопасности. Полагаю, что здесь особое внимание следует уделить  вопросам укрепления правовых отношений религиозных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления с учетом практики тех регионов, где имеется положительный опыт в этой сфере.

По результатам сегодняшней работы, как обычно, предстоит принять протокол, где мы отразим наиболее важные и значимые решения. Полагаю, в нем должна найти отражение принципиальная поддержка идеи разработки стратегий  развития духовно-нравственного воспитания в регионах Центрального федерального округа. Также было бы разумным включить в протокол предложения по выстраиванию непрерывной системы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта и формированию Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа, которые, я думаю, мы сможем сегодня выработать.

Надеюсь, что решения Попечительского совета по обсуждаемым сегодня вопросам окажутся значимыми для нас всех.

А.В.Никитин

Я хотел бы поблагодарить Александра Дмитриевича Беглова за личное участие в работе каждого заседания Попечительского совета, что придает этому мероприятию государственное звучание. И это очень важно, потому что можно обсуждать, можно договариваться, но главное — воплощать это в жизнь.

В своем выступлении я остановлюсь на региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания в контексте Образовательной концепции Русской Православной церкви.

Настоятельной потребностью современного российского общества является совершенствование его духовно-нравственной сферы.

Заботясь о нынешнем и будущем социальном благополучии, нам необходимо задуматься о  восстановлении оснований общественной и личной нравственности, опирающихся на ценности, выработанные человечеством в ходе его развития. Чрезвычайно важную роль в этом играет обращение к духовному наследию традиционных для России религий, несущих в себе высокий нравственный идеал личности.

Для нашей области, как и для других регионов Центральной России, такой религией исторически выступает, прежде всего, православие. И сегодня, в год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, мы ясно осознаем, что сделанный им цивилизационный выбор в пользу православного христианства в огромной степени определил самобытность и неповторимость всего исторического развития России.

Возрождение нравственности вне обращения к контексту религиозной духовной традиции в сегодняшних условиях невозможно. В основу содержания данного доклада положен ряд документов общегосударственного значения, в каждом из которых, так или иначе, прослеживается эта мысль.

К ключевым документам относятся:

Национальная стратегия действий в интересах детей;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

федеральные государственные образовательные стандарты, которые отводят духовно-нравственному воспитанию одно из приоритетных мест в рамках общего образования;

и последний документ – это проект Образовательной концепции Русской Православной церкви, в котором  подчеркивается, что образование «призвано не только способствовать повышению интеллектуального уровня человека, но и оказывать влияние на его мировоззрение, нравственный облик, ценностные ориентиры, содействовать духовному возрастанию личности».

В  свете   сказанного  крайне актуальной является  разработка региональной    стратегии   развития    духовно-нравственного   образования и  воспитания.

Смысл стратегии видится в том, чтобы закрепить на уровне региона понимание ценностных ориентиров системы духовно-нравственного воспитания, наметить основные направления действий по достижению ключевых целей, определить оптимальные формы государственно-общественно-конфессионального сотрудничества в ходе их реализации. Учитывая характер конфессиональной ситуации в нашей области, при разработке идей региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания мы должны опираться не только на положения государственных документов, но и учитывать Образовательную концепцию Русской Православной церкви. В пользу обоснованности предлагаемого подхода наглядно говорит тот факт, что 96% родителей четвероклассников Тамбовской области в 2015/16 учебном году выбрали для изучения  модуль «Основы православной культуры» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Отсюда можно заключить, что подавляющая часть населения региона так или иначе идентифицирует себя с православной традицией.

В рамках региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания можно выделить три ключевых направления.

Первое из магистральных направлений региональной стратегии мы связываем с обеспечением качественного научно-методического сопровождения всей системы деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию личности.

Оптимальный путь решения данной задачи видится в формировании сетевого научно-профессионального (или богословско-кадрового)  ресурса, интегрирующего возможности государственно-общественной системы образования и церкви.

С уверенностью можно сказать, что объединение лучших кадров государственно-общественной и религиозной систем образования поможет поднять прикладные исследования в области духовно-нравственного воспитания на новый уровень и подвести под преподавание основ православной культуры серьезную научную базу.  Одновременно с этим, формирование сетевого научно-профессионального (или богословско-кадрового) ресурса создаст условия для повышения качества подготовки специалистов, обеспечивающих государственно-церковное взаимодействие и занятых педагогической деятельностью в сфере духовно-нравственного образования.

В этом направлении уже сделан существенный шаг. По Вашему поручению, Александр Дмитриевич, сформирована вся нормативная правовая база по созданию межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа.  Это поручение было дано на прошлом заседании Попечительского совета. Что было сделано. Подтверждение о готовности работать в составе университета поступило от                               30 образовательных организаций из 14 субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (дали принципиальное согласие, но не определили образовательные организации - Московская, Воронежская, Липецкая и Ивановская области). По этому вопросу будет сделано  отдельное сообщение. Я хочу передать Вам сейчас документы, которые были разработаны. Это, в первую очередь, концепция создания и организации деятельности Межрегионального сетевого университета, Положение о Межрегиональном сетевом университете Центрального федерального округа по подготовке специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания; непосредственно структура сетевого университета, модель его управления и другие документы, которые позволят регламентировать его деятельность.

Второе направление региональной стратегии подразумевает выстраивание непрерывной системы духовно-нравственного образования и воспитания, базирующейся  на единых ценностных основаниях. Она должна опираться  на обращение к отечественной религиозно-нравственной традиции и охватывать все этапы становления человеческой личности. Вместе с тем, условием успешного формирования такой системы духовно-нравственного образования и воспитания является ее соответствие психолого-педагогическим закономерностям развития личности.

Содержание видящейся нам системы непрерывного духовно-нравственного образования на всех ее этапах предполагает опору на святоотеческое педагогическое наследие, жизнь и деятельность христианских подвижников, труды религиозных мыслителей, посвященных нравственному развитию человека. Учебные дисциплины такого плана сейчас преподаются во многих школах и других образовательных учреждениях регионов Центрального федерального округа. Но, к сожалению, за единичными исключениями, они не составляют системы, обеспечивающей непрерывность педагогической поддержки процесса духовного возрастания личности с детского сада до вступления в зрелость.

Первоначальные нравственные качества, открывающие последующий путь к общечеловеческим и христианским добродетелям, начинают закладываться у ребенка еще в раннем детстве. Поэтому систему духовно-нравственного воспитания, включающую обращение к культурному наследию православия, целесообразно выстраивать начиная с дошкольного образования. Решая эту задачу, мы стараемся учитывать положения подготовленной по инициативе епархии региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций Тамбовской области.

Ключевой задачей на пути формирования непрерывной системы духовно-нравственного образования и воспитания является, на наш взгляд, его полноценная институционализация в рамках общего образования. Новые образовательные стандарты общего образования подчеркивают важность духовно-нравственного воспитания и даже предусматривают наличие в учебном плане предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», призванной сыграть ведущую роль в решении этой задачи. Однако, за исключением курса «Основ религиозных культур и светской этики» в 4 классе, практика преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в школе и детском саду на федеральном уровне нормативно не урегулирована.

Полагаем, что в целях обеспечения реальной непрерывности духовно-нравственного воспитания эта проблема нуждается в решении как минимум на региональном уровне (естественно, при полном уважении права родителей и ребенка на свободу религиозного самоопределения).

Процесс целенаправленного духовно-нравственного воспитания и просвещения не может завершаться с окончанием школы. Он должен продолжаться на ступени среднего профессионального, высшего образования. С учетом направленности обучения это может быть реализовано через курсы по выбору обучающихся, через включение элементов знакомства с православной культурно-религиозной традицией в содержание отдельных профессиональных и общеразвивающих предметов гуманитарного профиля, через систему внеучебной деятельности студентов. Но в любом случае важно, чтобы в каждой организации профессионального образования молодому человеку была предоставлена возможность реализовать свое право на приобщение к православной религиозной традиции.

Для молодых людей, желающих связать будущую профессиональную деятельность с государственно-церковными отношениями, должна быть открыта возможность изучения теологии в Тамбовском государственном университете.

Важным элементом непрерывной системы духовно-нравственного воспитания и просвещения, на наш взгляд, должно стать также распространение этой системы на молодых людей, проходящих службу в вооруженных силах. Военная служба – весьма значимый и непростой для юноши этап личностного становления. Поэтому мы считаем необходимым обеспечить возможность общения со священником, приобщения к духовному опыту Церкви для каждого молодого человека, проходящего службу на территории Тамбовской области.

Третье ключевое направление региональной стратегии связано с обеспечением оптимальных организационно-правовых условий государственно-общественно-конфессионального взаимодействия в данной сфере.

Прежде всего, здесь следует вести речь о формировании, нормативном закреплении и внедрении механизмов общественной аккредитации образовательных организаций и педагогических работников, реализующих программы духовно-нравственной направленности. Статья 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет такое право централизованным религиозным организациям, но практика его применения в должной мере не отработана, на что будем обращать внимание в рамках региональной стратегии.

Более того, в ходе обсуждения стратегии появилась мысль о целесообразности принятия на региональном уровне государственно-конфессионального стандарта деятельности образовательной организации по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Полагаем, что такой документ, являясь результатом совместного обсуждения, мог бы интегрировать весь комплекс требований к содержанию и условиям осуществления духовно-нравственного образования и воспитания на разных уровнях образования.  В частности, государственно-конфессиональный стандарт духовно-нравственного воспитания может включать рекомендуемые требования:

к минимальному содержанию курсов, направленных на формирование знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, нравственных принципах, исторических и культурных традициях православия на разных этапах обучения и в разных типах образовательных организаций;

к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению духовно-нравственного образования и воспитания;

к кадровому составу педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности, включая разработанное в области дополнение к профессиональному стандарту педагога, рекомендации по повышению квалификации, прохождению аттестации и общественной аккредитации;

к использованию результатов общественной аккредитации образовательных организаций и педагогов с участием централизованных религиозных организаций.

Понятно, что предусматриваемое региональной стратегией совершенствование механизмов государственно-конфессионального взаимодействия потребует изменений в региональной нормативной правовой базе. В частности, ряд новых положений необходимо будет отразить в содержании Закона «Об образовании в Тамбовской области».

Практическая реализация региональной стратегии потребует разработки комплексной программы и проектов в сфере духовно-нравственного воспитания.

Опыт разработки и реализации подобных программ уже имеется в отдельных регионах Центрального федерального округа (в частности, в Белгородской, Костромской, Тульской, Тамбовской областях).

Роль Попечительского совета в решении данного вопроса неоценима, поскольку он является государственно-общественно-конфессиональной площадкой по обсуждению механизмов практической реализации региональных стратегий, проектов и программ духовно-нравственной направленности.

 

А.Д.Беглов

Необходимо разумно и системно выстроить всю работу по воспитанию духовно зрелых людей. Этому будет способствовать  и создаваемый сетевой университет.

Кроме того, считаю  разработку  региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания своевременной и актуальной.

Субъектам  ЦФО также необходимо рассмотреть вопросы разработки региональных стратегий развития духовно-нравственного образования и воспитания с учетом Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

Слово предоставляется митрополиту Тамбовскому и Рассказовскому Феодосию.

Феодосий

Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемый Александр Валерьевич! Уважаемые гости!

Тема, которая была озвучена Александром Дмитриевичем, очень актуальная. Мы уже преподаем в России этот курс «Основы религиозной культуры и светской этики», в составе которого есть модуль «Основы православной культуры». Прошла апробация, и сегодня мы действительно видим положительные результаты преподавания этого курса. Конечно, на повестке дня — расширение его преподавания на всех ступенях образования.

Этот курс способствует постепенной ликвидации культурной и религиозной неграмотности, которая, к сожалению, всё ещё сохраняется в обществе, является наследием прежней атеистической эпохи.

Неграмотность в религиозной сфере обуславливает ту лёгкость, с которой некоторые российские граждане оказались под деструктивным воздействием современных тоталитарных сект.

Следует признать, что до сих пор определенная часть представителей старшего поколения обладает недостаточными знаниями в области традиционной религиозной культуры. Бывают случаи, когда дети часто знают гораздо больше, рассказывают своим родителям об этой культуре и приводят в храм.

Несмотря на благожелательное отношение в целом к курсу со стороны учащихся и родителей, его преподавание на всех ступенях обучения             по-прежнему остаётся «затянувшимся экспериментом», как отметил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата митрополит Меркурий.

Очевидно, что всего за 34 часа учебного времени ученики смогут получить лишь самое поверхностное представление о своей национальной духовной традиции. Преподавать этот курс только в одном классе равносильно тому, как если бы уроки литературы и русского языка преподавались только в 5 классе. Представьте себе, какой объём знаний по этим предметам они не получили бы и как негативно это повлияло бы на их образование и дальнейшую жизнь. Недостаток же знаний в области культурной, духовной, нравственной может иметь для человека гораздо более отрицательные последствия. Без этих знаний он никогда не разовьется в высококультурную, духовно-нравственную личность. Вот почему предлагается расширить преподавание данного курса.

Общеизвестно, что в своём становлении личность проходит 3 периода. В детском и отроческом возрасте дети более послушны и воспитаны. Вот почему школьник, вступивший в эпоху взросления, больше подвержен влиянию извне. Действительно, сегодня все возможные пропагандисты западные...

...предлагал создать систему непрерывного духовно-нравственного обучения школьников, преподавать её все годы обучения в школе. По словам святейшего Патриарха, это необходимо для того, чтобы молодёжь могла показать, что одна из главных трудностей, с которой столкнулись школа и церковь при преподавании курса ОРКСЭ — отсутствие необходимой практики профильной подготовки педагогов по религиозным культурам.

Действительно, надо повышать методический уровень преподавания этого важного курса, отбросив ложные страхи перед важнейшим предметом для достижения главной цели, стоящей перед государством, церковью, обществом, родителями, педагогами — личность культурная, образованная, способная на новом качественном уровне продолжить созидание великой российской державы.

А.Д.Беглов

Наша задача привить детям иммунитет в сердце, научить фильтровать поток информации, научить любить Родину через православные традиции. Цель - воспитать молодёжь духовно крепкой, любящей свою Родину. Я бы назвал это больше — это прививка «от зла», прививка «от искушений».

Думаю,  что целесообразно  включать в состав попечительских и родительских советов образовательных организаций представителей Русской Православной Церкви.

Слово предоставляется митрополиту Белгородскому и Старооскольскому Иоанну.

Иоанн

«Говори кратко, позовут еще». В процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  на первый план выступает духовная безопасность.  Сегодня наши дети  много информации, часто вредоносной, получают из интернета. Наша задача объяснить им пагубность этого процесса. Если человек использует книгу, работает правое полушарие, формируются образы, которые сохраняются в памяти. Если  ребенок читает с  гаджетов, работает левое полушарие, образы не образуются, информация не сохраняется и быстро стирается из памяти. Необходимо научить детей осторожно пользоваться  такими средствами. Духовное воспитание через формирование образов показала акция «Бессмертный полк». Это действительно то, что нужно нашим детям и семьям, которые вспомнили всех близких, погибших за Отечество. Через образность мы должны укреплять общество. Мы должны вспомнить лучшие традиции нашей школы. Необходимо иметь твердую духовно- историческую основу образования. В молодежной среде необходимо проводить работу по духовно-нравственному воспитанию так, чтобы информация поступала от сверстников, а не от взрослых. Это особенности возраста. Я вижу в зале много молодых людей, семинаристов, это отрадно. За ними будущее.

 

А.Д.Беглов

Действительно мы должны создать некий духовный фильтр. Здесь особое внимание мы должны уделить воскресным школам. Помните, как создавались и работали строительные отряды? Может быть можно создать духовные трудовые отряды или миссионерские отряды из числа обучающихся в семинарии. Вот такие отряды и могли бы проводить работу в молодежной среде.

Предлагаю перейти к церемонии награждения победителей межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» .

Слово предоставляется директору Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества», Трунову Дмитрию Васильевичу

 

Церемония награждения победителей межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда»

 

О.М.Шеверёва

Уважаемые гости и члены Попечительского совета!

В условиях модернизации образования, в условиях различного рода инноваций и введения федеральных государственных образовательных стандартов разного поколения самым главным остается духовно-нравственное воспитание школьников.

И наша главная задача — задача школы — воспитать не только грамотного человека, не только образованного человека, но человека духовно чистого, духовно-нравственного, патриота и гражданина своей страны. И через урочную деятельность, и через внеурочную деятельность, и через внеклассную деятельность, и через систему сетевого взаимодействия в рамках вот этой образовательной среды что мы и стараемся делать.

Спасибо огромное за такую высокую оценку нашего труда. Сегодня Вифлеемская звезда поедет в Курск, и своим лучезарным светом она будет озарять и дальше нашу серьёзную, кропотливую работу в этом направлении.

А.В.Никитин

Хочу ещё раз поблагодарить Александра Дмитриевича за личное участие в заседании Попечительского совета и выразить уверенность в том, что у нас с вами всё получится, потому что мы объединились, потому что мы вместе.

Н.Г.Астафьева

Слово предоставляется протоирею Игорю Груданову.

Протоирей Игорь Груданов

Дорогие гости! Дорогие участники расширенного заседания Попечительского совета! К нам обратился со словами приветствия председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский  Меркурий: «Организаторам и участникам заседания Попечительского совета Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды»

Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич! Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка митрополит! Ваше преосвященство! Друзья!

Обращаю слова приветствия и благопожелания участникам заседания Попечительского совета Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». Актуальность совместных церковно-государственных проектов в области образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современной России трудно переоценить.

Отрадно видеть, что Попечительский совет за годы своей работы во многом способствовал формированию сообщества, объединенного идеями возрождения духовно-нравственных ценностей. Благие плоды соработничества в создании межрегионального центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» и отделения православной педагогики Тамбовского православного колледжа являются образцовыми для всех регионов нашего Отечества.

Уверен, что и настоящее заседание Попечительского совета придаст дополнительный импульс взаимодействию церковных, государственных и общественный структур в деле духовно-нравственного просвещения.

Молитвенно желаю всем вам крепости сил, творческих успехов и неоскудевающей помощи божьей в добрых делах и начинаниях. С уважением, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий».

Далее слово предоставляется начальнику управления образования и науки Тамбовской области Наталье Георгиевне Астафьевой. Тема доклада: «Практическая реализация основных направлений региональной стратегии в области духовно-нравственного образования и воспитания».

 

Н.Г.Астафьева

Глубокоуважаемые владыки! Уважаемые члены Попечительского совета! Уважаемые коллеги!

В выступлении Александра Валерьевича, которое мы сегодня слышали, были раскрыты основные идеи региональной стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания, на которые мы будем ориентироваться в Тамбовской области в ближайшей перспективе, и реализовывать эту стратегию начиная уже с нового учебного года. Остановлюсь на основных идеях, а главное — на том, как мы видим решение этих стратегических направлений.

В качестве первоочередных задач выделю следующие:

во-первых, это создание и институциональное оформление непрерывной системы духовно-нравственного воспитания и образования на всех этапах становления личности;

во-вторых, это подготовка кадров для сферы духовно-нравственного образования и воспитания;

в-третьих, это формирование системы православного религиозного образования в собственном смысле этого слова.

Первая и наиболее широкая задача в русле региональной стратегии заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность духовно-нравственного воспитания и образования на всех этапах становления личности.

Ключевым звеном здесь является система  общего образования. Новые федеральные образовательные стандарты предусматривают, что в каждой школе должна быть разработана программа воспитания и социализации обучающихся, отражающая цель, задачи и направления деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Цели указанной программы должны достигаться как через внеурочную, так и через учебную деятельность. В связи с этим ФГОСы предполагают наличие в основной образовательной программе предметной области «Основы                    духовно-нравственной культуры народов России».

Однако перечень предметов, которые должны составлять эту предметную область, стандартом не определен. Об этом сегодня говорил владыка Феодосий. Единственным исключением является  комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики»  в 4-м классе. Далее решение этого вопроса отдано на рассмотрение образовательным организациям.

Ещё один момент, который настораживает. В стандарте не указано, что изучение курсов предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно носить сквозной характер на протяжении обучения ребенка с 1-го по 9-й класс. Такая ситуация допускает возможность «точечного» включения этой предметной области в образовательный процесс в период обучения школьников в каком-то одном классе. Это то, что сделано фактически. Один 4-ый класс взять за основу, непрерывность высказана, но конкретно такой рекомендации нет. Поэтому надо понимать, что подход «точечного» включения эффекта не принесет. Как справедливо отметил Его Святейшество патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, оставлять преподавание курса ОРКСЭ только в 4-х классах "значило бы свести на "нет" все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников".

Ещё один момент — новые стандарты не включают в себя учебные планы, поэтому количество часов, выделяемых на освоение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры», нормативно не установлено.

Ориентиром для школ в формировании учебных планов выступает Примерная основная образовательная программа. Однако, одобренная в конце весны данная программа вообще не включает предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», что идет вразрез со стандартом. В Примерной программе указано, что  способ знакомства учащихся с содержанием данной предметной области определяется самой образовательной организацией; причем она может реализовываться и целиком через внеурочную деятельность в рамках части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

В свете сказанного перспективы реализации новой предметной области, решающей задачи духовно-нравственного воспитания, в условиях массового внедрения стандартов выглядят весьма туманно.

Напомню, еще в 2012 году была разработана концепция расширения преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на весь период обучения ребенка в школе. Эту идею поддержали большинство религиозных конфессий, но ее реализация оказалась замороженной. Думаю, что это неправильно.

В сложившейся ситуации выстраивание преемственной системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников в огромной степени зависит от инициатив на уровне регионов. При этом проблема связана не просто с закреплением в учебных  планах соответствующих курсов, но и с разработкой их программно-методического обеспечения. Это может быть как создание в регионе собственных программ, так и их отбор из числа имеющихся в федеральной практике.

Мы попытались проанализировать ситуацию на основе информации, представленной субъектами Центрального федерального округа в межрегиональный Банк материалов по духовно-нравственному воспитанию. Оговорюсь, что приведенный анализ не может претендовать на исчерпывающую точность в силу заведомой неполноты исходных данных. Однако картина по его результатам вырисовывается определённая, но, к сожалению, её нельзя назвать идеальной.  Лишь в части регионов Центрального федерального округа предприняты действенные шаги по созданию преемственной системы учебных курсов. Это Курская, Белгородская, Московская, Смоленская, Ивановская области.

Большинство этих регионов пошли по пути встраивания в систему духовно-нравственного воспитания учебных курсов, базирующихся на краеведческом материале, обращении к культурно-религиозным традициям своего края. Так, в Московской области существует региональный учебник «Духовная культура Подмосковья». В Смоленской области преподаются предметы «Азбука Смоленского края» 2-4 классы, «История православной культуры земли Смоленской» 8 класс, ряд элективных курсов духовно-краеведческой направленности.

При условии качественной разработки курсов духовно-краеведческой направленности такой подход имеет свои достоинства. И все же краеведческая составляющая должна дополняться курсами более широкого мировоззренческого характера. В этом плане стоит выделить Белгородскую и Курскую области.

В Белгородской области с 2006 года преподавание предмета «Православная культура» за счет часов регионального компонента было введено во всех образовательных учреждениях со 2 по 11 класс. В настоящее время в условиях перехода на новые стандарты изучение православной культуры организуется в рамках части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве учебного курса или во внеурочной деятельности.

В образовательных организациях Курской области реализуется программа «Основы православной культуры», которая разработана лабораторией Русской школы Курского государственного университета. Важная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на четыре возрастные категории учащихся, обеспечивая непрерывный процесс духовно-нравственного воспитания - начиная с детского сада и заканчивая обучающимися колледжей и техникумов.

Шаги по формированию преемственной системы курсов предпринимаются и в других регионах.

В образовательный учреждениях Костромской области выстраивается преемственная система курсов духовно-нравственной направленности на основе ОМК «Истоки».

По этому пути пошла и Тамбовская область. Три года назад состоялся областной конкурс по разработке программ духовно-нравственной направленности. Победившая в нем программа «Уроки милосердия» после трех лет апробации была рекомендована для преподавания в рамках вариативной части учебного плана с 1-го по 3-й класс. Сейчас она реализуется по выбору родителей во всех школах области.

Со следующего учебного года в ряде образовательных организаций области в пилотном порядке начинается реализация содержательного компонента «Основы православной культуры и духовных традиций»                в 5 классах. Предполагается, что в состав это курса войдут небольшие по объему курсы «Мировоззренческие основы православной культуры», «Духовные основы русской словесности», «Духовный мир музыкальной культуры», «Основы логики», адаптированные к возрасту учащихся, то есть как предметная область основ православной культуры.

Содержание  курсов разрабатывалось с учетом Стандарта православного компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, принятого Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Если все пойдет нормально, этот опыт планируется распространить на большее число школ и продолжить в 6-8 классах.

В старших классах ряда школ Тамбовской области апробируется с целью оценки возможности дальнейшего внедрения курс «Нравственные основы семейной жизни». Полагаем, что в перспективе содержательное наполнение интегрированного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 9-10 классах школ области может состоять из четырех модулей: «Мировые религии», «Основы православной культуры» (для той части старшеклассников, кто ранее не знакомился с этим курсом), «Нравственные основы семейной жизни» и «Основы духовной безопасности».

Говоря о непрерывной системе духовно-нравственного образования и воспитания, нельзя обойти вопрос об учебной литературе.

Согласно закону, образовательные организации вправе использовать при реализации общеобразовательных программ только учебники, входящие в Федеральный перечень, либо учебные пособия, которые опубликованы издательствами, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, допускаемых к использованию в образовательном процессе. Перечень таких организаций на сегодня состоит из 70-ти центральных и региональных издательств. Данная норма относится в том числе и к предметам, входящим в состав части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Изменения, которые были внесены в Стандарты в декабре 2014 года, установили, что преподавание каждого предмета вариативной части учебного плана должно быть обеспечено учебниками и учебными пособиями, достаточными для реализации программы курса, в количестве не менее          1 учебника на обучающегося.

Федеральный перечень учебников на сегодня содержит учебники, обеспечивающие реализацию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» только в 4 и 5 классах.  Учебников для других возрастных параллелей в нем нет. А в официально утвержденном перечне издательств, осуществляющих выпуск учебной литературы для школы, отсутствует ряд организаций, учебными пособиями которых  сейчас фактически обеспечивается преподавание курсов духовно-нравственной направленности в регионах.

Поскольку сложившаяся ситуация не согласуется с законодательством, необходимо инициировать усилия:

во-первых, по включению этих организаций в официальный перечень издательств, осуществляющих выпуск учебной литературы, допущенной при реализации общеобразовательных программ в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях — от лица Попечительского совета такое предложение войдет в проект решения;

во-вторых, по экспертизе существующих пособий, дающих знания о нравственных принципах, истории и культуре мировых религий с участием централизованной религиозной организации. Конечно, экспертиза это очень важное направление.

В рамках обеспечения единства духовно-нравственного воспитания учащихся большое значение имеют не только учебные курсы, но и внеурочная деятельность. Такой подход заложен в идее общешкольного воспитания и социализации личности.

Конечно, мы понимаем, что внеурочная деятельность в меньшей степени регламентирована различными формальными требованиями, и здесь творческий поиск идет наиболее активно. Во многих регионах Центрального федерального округа имеется опыт разработки интересных программ, построенных на обращении к ценностям православия.

Белгородская область — разработана и широко реализуется интегрированная экскурсионно-образовательная программа «Духовное наследие родного Белогорья». В Калужской области для использования во внеурочной работе разработаны сборник маршрутов Калужского края, настольно-познавательная игра «Юный паломник», методическое пособие по использованию потенциала фильмов  духовно-нравственной направленности и ряд других качественных методических материалов.

В Ярославской области при поддержке Русской Православной церкви реализуется проект «Углич — центр детства и семьи».

Важной составляющей внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в последние годы стало проведение Всероссийской олимпиады школьников по  основам православной культуры. Например, в нашей области в нынешнем году в ее муниципальном и региональном этапе приняли участие более 600 учащихся, что на 39% больше, чем в предыдущем году.

Применительно к рассматриваемой проблеме важно добиться увязки содержания внеурочной деятельности с учебными курсами духовно-нравственной направленности, четко определить ее функции по отношению к урочной составляющей.

Таким образом, в целях обеспечения непрерывности духовно-нравственного образования и воспитания мы планируем:

1. В учебный план школы на всех возрастных ступенях включить специальные курсы и предметы, направленные на знакомство с религиозной культурой и духовно-нравственное воспитание. Эти курсы должны иметь прошедшее экспертизу качественное учебно-методическое обеспечение.

2. Интегрировать в существующие общеобразовательные предметы гуманитарного цикла элементы духовно-нравственного воспитания. Для этого, в частности, мы предполагаем использовать учебники литературы и истории издательства «Русское слово», содержащие православный компонент.

3. Привести в соответствие с требованиями стандартов школьные программы воспитания и социализации обучающихся.

Ещё одна крупная задача — подготовка педагогических кадров.

Здесь по общераспространенной практике курсы духовно-нравственной направленности ведут учителя, которые закончили педагогические вузы и колледжи. Мы понимаем, что у педагогов, не получивших теологического образования и длительного личного духовного опыта, по существу отсутствует базовая основа для такого преподавания. Её должны составлять теоретические знания предмета и педагогические умения по раскрытию его содержания. Но если говорить о курсах духовно-нравственной направленности, в педвузе этому специально не учат. Более того, мировоззрение самого учителя зачастую страдает эклектичностью; а ведь передать ученикам можно лишь то, чем владеешь сам. Это очевидно. В этой связи особое значение приобретает аксиологическая составляющая подготовки педагогов, преподающих основы религиозных культур.

Любые формы повышения квалификации педагогов должны рассматриваться не только с позиций получения знаний в области теологии и методики преподавания, но и с позиций содействия личному духовно-нравственному развитию педагога, его самоопределению по отношению к ценностям религиозной культуры. Решение этой задачи не может ограничиваться временем прохождения курсов: необходимо создание на уровне региона специально организованного пространства регулярного общения педагогов, преподающих курсы основ религиозных культур или занимающихся данной проблематикой постоянно.

В минувшие годы прошло массовое повышение квалификации педагогов, которые готовились к преподаванию курса основ религиозной культуры и светской этики в 4 классе. В основном это были учителя начальных классов. Учителям были предложены курсы в рамках других учебных курсов, а также во внеурочной деятельности. Здесь есть момент, когда мы говорим об учителях начальных классов и когда говорим о расширенном формате повышения квалификации. Приведу примеры как положительные. Это Белгородская, Курская, Калужская, Московская, Ивановская области.

Калужская область в 2001 году получила статус федеральной стажировочной площадки по направлению «духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения»,  и здесь в рамках трансляции инновационного опыта было подготовлено и реализовано несколько программ курсов для педагогических управленческих работников, а также программа профпереподготовки (360 часов) для ведущих консультантов по вопросам развития образования. За три года обучение прошли                        700 педагогических управленческих работников из 6 областей и 41 ведущий консультант. Это очень положительный пример. Как я уже сказала, основную массу составляют педагоги начальных классов.

Конечно, в условиях перехода на ФГОС в основной школе возникает острая потребность в подготовке к реализации курсов  духовно-нравственной направленности учителей основной и старшей школы, а также педагогов дополнительного образования.

В курсы повышения квалификации для этих категорий педагогов обязательно должны быть включены модули, направленные на практическое формирование умения проектирования программ, обеспечивающих знакомство с основами духовно-нравственной культуры  народов России и истории культуры различных религий.

Мы считаем, что для организации подготовки по данному направлению важно предварительно определить перечень профессиональных компетенций, которыми должны обладать педагоги, в части духовно-нравственного воспитания обучающихся.

С этой целью в Тамбовской области подготовлен проект «Дополнение к профессиональному стандарту педагога». Уже сейчас его положения мы учитываем при разработке профессиональных образовательных программ, которые реализуются на отделении «православная педагогика» педагогического колледжа.

Владыка Иоанн сказал о том, что они сделали некий стандарт ученика. Вот тоже самое - речь идёт о стандарте педагога, то есть учитель должен обладать определенным набором компетенций.

Суммируя сказанное, подчеркну, что в целях подготовки кадров мы считаем необходимым:

1. Внести существенные изменения в содержание высшего и дополнительного профессионального педагогического образования.

2. Дополнить профессиональный стандарт педагога требованиями к компетенции педагога в области осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.

3. Закрепить указанные требования в рамках регламентации различных процедур, связанных  с оценкой профессиональной компетентности  и результативности деятельности педагога (например, в ходе аттестации).

Конечно, это вопрос времени. Но мы должны понимать, что учителя, которые работают в школах, даже в рамках требований Стандарта реализовывать такой сложный компонент, должны иметь определенные качества и компетенции.

Третья задача, на которой мне хочется остановиться, связана с развитием системы православного образования в широком смысле этого слова.

На Тамбовщине, как и в других регионах, расширяется сеть храмов. Открываются новые воскресные школы, православные культурно-просветительские центры. Только в нашей области более двух тысяч человек трудятся в этих центрах. Это люди, которые платят налоги, которые являются специалистами, работниками различных структур, относящихся к компетенции Тамбовской епархии. Это огромное количество людей. Если брать это число по отношению к педагогам, то фактически одна четверть работает на площадке, связанной с просветительством, и конкретно под эгидой нашей Тамбовской митрополии.

В связи с этим резко возрастает  потребность в православных педагогах, православных специалистах, занимающихся работой с молодежью, различными аспектами организации государственно-церковного взаимодействия. Об этом сегодня говорили выступающие в первой части нашего заседания. Особые требования и особые навыки здесь нужны.

Конечно, изменения требуют реагирования со стороны системы образования на новые запросы в сфере подготовки профессиональных кадров.

Считаем, что система образования должна дать возможность молодым людям осуществить обоснованный профессиональный выбор в данной области.

Для этого необходимо, чтобы:

1. На базе школ были открыты профильные группы, позволяющие старшеклассникам осознанно определиться с профессиональным выбором и получить предпрофессиональные знания для поступления на теологические факультеты классических университетов и в православные духовные образовательные организации (семинарии, духовные академии), а также фактически делать свой выбор — на профессиональной основе служить людям в условиях церковных организаций, которые занимаются в том числе с нашими детьми.

2. В государственных вузах и колледжах была организована подготовка педагогических кадров для воскресных школ, православной гимназии, классов с православным компонентом образования, специалистов,  осуществляющих координацию и методическую поддержку работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях всех уровней.

Эти идеи легли в основу проекта «Формирование региональной модели подготовки кадров в сфере духовно-нравственного просвещения», о котором  сказал Александр Валерьевич Никитин.

Этот проект будет реализовываться. Он достаточно сложный. В рамках проекта предполагается открыть в образовательных организациях области несколько профильных православных классов (в дополнение к строящейся в Тамбове православной гимназии). Это очень важно, чтобы был отклик от вас,  инициатива шла с территорий, потому что эта работа потребует разработки и методического обеспечения и чтобы это проект имел положительный результат.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина начинается обучение по направлению «теология», ориентированное на подготовку выпускников к деятельности в образовательных организациях в качестве заместителей директора по духовно-нравственному воспитанию и педагогов-тьюторов, способных вести курсы духовно-нравственной направленности на разных возрастных параллелях и оказывающих методическую помощь другим учителям.

На базе педагогического колледжа города Тамбова будет продолжена работа отделения «Православная педагогика», выпускницы которого уже сейчас работают в воскресных школах.

Очень важно, чтобы мы правильно, быстро и качественно реагировали на те вызовы, риски и проблемы, которые сегодня существуют в обществе.

 

Н.Г.Астафьева

Слово для выступления предоставляется Ольге Станиславовне Кольцовой — ректору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов «Смоленский областной институт развития образования». Темы её выступления: «Единое культурно-образовательное и духовное пространство Смоленского региона».

 

 

О.С.Кольцова

Уважаемая Наталья Георгиевна! Ваше Преосвященство! Досточтимое Священство! Уважаемые члены Совета! Коллеги!

Я сердечно благодарю за оказанную мне честь представить опыт Смоленского региона в рамках столь масштабного, социально значимого форума.

Смоленский край — это край Патриарха. Без малого четверть века служил святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на Смоленщине. Именно в эти годы по его инициативе происходило возрождение системы духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения Смоленщины. Его неустанные труды снискали его Святейшеству искреннюю любовь и уважение смолян.

Знаменательно, что несколько дней назад в ходе своего визита на Смоленщину Патриарх освятил исток Днепра и памятник святому равноапостольному князю Владимиру на его берегах.

Хочется процитировать слова Патриарха, произнесенные во время этого визита: «Это единая река, которая соединяет братские народы, вышедшие из единой киевской купели крещения. Исток цивилизационного пути как раз находится здесь. Пусть эта освященная вода течёт через Смоленск, Украину и Беларусь вплоть до самого Чёрного моря». Патриарх пожелал процветания Смоленской земле и заметил, что она всегда играла важную роль в истории нашего Отечества. Она была щитом, защищавшим Москву и Родину нашу от нашествия иноплеменников. И щитом не только материально-воинским, но и духовным.

Имея такое историческое наследие и современное предназначение как духовный щит, безусловно, смоляне готовы обеспечить эффективно функционирующее единое культурно-образовательное и духовно-нравственное пространство региона. Это возможно только при условии развития взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной церкви, общественных социальных институтов, организаций всей социальной сферы, учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта и досуга.

Представленная вашему вниманию на слайде модель региональной политики в области духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей отражает взаимодействие Смоленской митрополии Русской Православной церкви, администрации Смоленской области, профильных департаментов, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

На сегодняшний день создана региональная нормативно-правовая базовая основа, которая обеспечивает взаимодействие на всех уровнях. Создан Координационный совет при администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, Координационный совет по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства в Смоленской области. Заключен договор в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между администрацией Смоленской области и Смоленской митрополией русской Православной церкви. Подписано соглашение о мерах по реализации данного договора. Подписан план мероприятий по выполнению этого соглашения. И очень важно — концептуальный документ  - утверждена Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области. Концепция представлена на слайде.

Концепция представлена очень важными составляющими — их четыре:

1. Культурно-исторические традиции — основа духовно-нравственного развития личности гражданина России.

2. Интеграция ценностей светского и религиозного образования.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание  - сфера педагогической ответственности.

4. Семья как первооснова Отечества.

Регламент не позволяет мне детально раскрыть содержание обозначенных направлений деятельности по реализации Концепции, но замечу, что все они базируются на идеи интеграции наследия, традиций и инноваций.

Остановлюсь кратко на основных характеристиках направлений.

В направлении «культурно-исторические традиции — основа духовно-нравственного развития личности гражданина России»  следует заметить, что на территории Смоленской области более четырёх с половиной тысяч памятников истории и культуры, которые, безусловно, обладают мощным воспитательным потенциалом, обеспечивающим духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Создан региональный информационный ресурс — портал «Культурное наследие земли Смоленской». Реализуется большое количество социально значимых культурологических проектов. Например, серия телепередач «Одигитрия» на канале «РЕН-ТВ Смоленск» и многие другие.

На территории Смоленской области осуществляется комплексная социальная поддержка семьи и детства, действует Координационный совет при губернаторе по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства, осуществляются региональные программы. Утверждён Почётный знак Смоленской области «Материнская слава» имени Анны Тимофеевны Гагариной.

В детских социозащитных и образовательных учреждениях работают родительские клубы, семейные гостиные, проводятся акции поддержки семей с детьми. Функционирует оперативно-консультационная служба для семей, воспитывающих детей-инвалидов, работают «телефоны доверия» для детей и подростков и их родителей.

Смоленской митрополией совместно с учреждениями здравоохранения осуществляется поддержка женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Мы считаем, что у нас накоплен уникальный опыт интеграции программ светского и религиозного образования — это следующее направление Концепции. На слайде представлен весь комплекс мероприятий, озвучу лишь самые значимые.

Результатом сотрудничества епархиального отдела религиозного образования и катехизации Смоленской духовной православной семинарии, с одной стороны, и Смоленского областного института развития образования — с другой, в Смоленске создано областное методическое объединение учителей, преподающих предметы духовно-нравственного цикла.

Православная гимназия и Смоленская семинария являются региональным организационным центром по проведению Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» и Всероссийской олимпиады по основам православной культуры.

Центр творческого развития при храме Новомучеников и исповедников российских реализует систему духовно-нравственного православного воспитания и образования для детей и подростков.

Центр творческого развития детей и молодёжи, объединение православных следопытов при храме святой великомученицы Варвары реализуют программы православного творческого образования и патриотического воспитания для детей и молодёжи.

Проводятся мероприятия, обеспечивающие привлечение детей к социально значимым практикам (помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации). Создана адаптивная культурно-развивающая среда для «трудных» подростков.

Региональная система в целом духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, помимо светских образовательных учреждений, структурно представлена в том числе и 5 православными детскими садами,    2 православными гимназиями, Смоленским межепархиальным духовным училищем, Смоленской православной духовной гимназией.

Особую роль в этой системе играет содружество, сотворчество двух образовательных организаций — Смоленского областного института развития образования и Смоленской духовной православной семинарии.

Какой же выбор сделан обучающимися светских образовательных организаций в предложенном спектре программ духовно-нравственной направленности? Вашему вниманию представлена сводная информация о программах урочной и внеурочной деятельности, реализуемых в образовательных организациях Смоленской области. Образовательные организации всех уровней, от дошкольного до профессионального образования, реализуют курсы духовно-нравственной направленности. Общая численность учащихся, охваченных этим очень важным спектром программ, порядка 36 тысяч человек.

Можно говорить о том, что у нас сложилась система непрерывного образования, что дает возможность ребенку при переходе от одного уровня к другому продолжить обучение либо в рамках урочной, либо в рамках внеурочной деятельности с учетом свободного волеизъявления.

Важной составляющей этой системы, как сегодня подчёркивали все выступающие, является организация преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса ОРКСЭ. Думаю, то, что Наталья Георгиевна Астафьева упомянула, что у нас во всех школах  области преподаются  учебные курсы «Азбука Смоленского края» и «История православной культуры земли Смоленской», тоже очень знаменательно. Общие затраты областного бюджета на приобретение учебных пособий по данным курсам составили около 4 млн. рублей.

Интересен материал о результатах мониторинга выбора родителями модулей комплексного курса ОРКСЭ. В таблице имеются сравнительные данные в целом по Российской Федерации и по Смоленской области. Цифры показывают положительную динамику: рост выбора курса ОПК от 47% в 2012 году до 65 % в 2014 году (с учетом средних данных по России – 32 %). В 2015 году – 83 %.  Цифры нас радуют.

Но отмечу, что повышение доли выбора учащимися курса ОПК не является для нас приоритетным. Самое главное — это формирование платформы, тех самых совокупностей национальных базовых ценностей.

Главный принцип, которым мы руководствуемся – свобода выбора родителями и обучающимися образовательного маршрута, принцип свободы выбора модуля, осознанность и ответственность выбора родителей.

«Государство уважает право родителей на получение образования детей в соответствии с их религиозными  и философскими  убеждениями» - сказано в Протоколе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вопросы, связанные с преподаванием дисциплин духовно-нравственной направленности, поднимаются как на заседаниях Координационных советов при Губернаторе, так и являются предметом детального изучения Коллегий Департамента по образованию, в работе которых активное участие принимает Митрополит Смоленский и Рославльский Исидор. Хотелось бы публично выразить благодарность Его Высокопреосвященству за продолжение трудов, начатых Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, по возрождению духовности на Смоленщине.

Единое учебно-методическое пространство в Смоленской области обеспечивается взаимодействием двух учреждений: Смоленского областного института развития образования и Смоленской православной духовной семинарии.

В этой связи хочется отметить, что налажено тесное сотрудничество, сотворчество и взаимодействие двух коллективов. Это и позволило обеспечить серьезную учебно-методическую поддержку педагогов.

Основные направления совместной деятельности достаточно традиционны и представлены вашему вниманию на слайде. Но по содержанию это очень серьезный системный комплекс мероприятий, направленных на поддержку учителя, родительской общественности (позиция которой является зачастую определяющей). Особую роль мы отводим работе именно с семьей.

Таким образом, Смоленским областным институтом развития образования, Отделом религиозного образования и катехизации Смоленской митрополии, Смоленской духовной семинарией реализуется тесное социальное партнерство.

В структуру Смоленского областного института развития образования встроены подразделения, обеспечивающие сопровождение всех аспектов деятельности педагогов. Отмечу наличие в институте научной лаборатории духовно-нравственного воспитания. Именно здесь происходит проектирование программ, концепций и других стратегических материалов.

Сотрудниками института осуществляется в том числе и мониторинг различных значимых позиций особенностей преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности.

В результате мониторингов было выявлено, например, следующее: родительская общественность поддерживает важность использования при преподавании курса ОПК встреч со священнослужителями; посещение храмов и монастырей; экскурсии по святым местам.

Озвучу некоторые затруднения педагогов.

Затруднения организационного порядка:

организация работы по изучению модулей ОРКСЭ в условиях малокомплектной сельской школы (специфика области — у нас 66% сельских школ);

отсутствие в учебном плане основной школы обязательного курса, обеспечивающего преемственность с курсом ОРКСЭ. Это то, что сегодня основательно разъяснила Наталья Георгиевна Астафьева. Для нас это тоже очень серьёзная проблема.

Методологические и методические затруднения:

проблема адаптации учителем содержания курса ОРКСЭ (соответствие возрастным особенностям обучающихся);

проблема организации проектной деятельности в соответствии с содержанием материалов курса ОРКСЭ.

Все выявленные в ходе мониторинговых исследований проблемные поля легли в основу деятельности региональной научно-методической лаборатории, областных  методических служб, базовых/стажировочных площадок (областных инновационных площадок).

В целом Смоленским областным институтом развития образования, как и в любом регионе, проводится весь комплекс мероприятий по научно-методическому сопровождению духовно-нравственного воспитания и развития  детей и молодежи, начиная с собственно повышения квалификации педагогов (обучение прошли все педагоги, преподающие предметы духовной направленности) и заканчивая наличием комплекса мер на официальном сайте института — это навигаторы, методические пособия и прочий методический ресурс. Собран банк открытых занятий, проводятся конференции, мастер-классы, круглые столы. Всё это, безусловно, помогает любому педагогу. То, о чём сегодня Наталья Георгиевна Астафьева говорила, я полностью поддерживаю  - это особый предмет, это особое состояние души учителя, который заходит в класс. И каким бы не было по продолжительности повышение квалификации  - то, что он говорит в классе, то, что является его внутренним ощущением, этим очень сложно управлять. Это наша общая задача.

В 2015 году стартовал региональный проект по организации деятельности «пилотных площадок» в общеобразовательных организациях по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности в 2-4 и 5-8 классах. В проекте принимают участие порядка 40 образовательных организаций области. Цель проекта - поиск оптимальной модели взаимодействия с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования  по внедрению факультативного курса «Основы православной культуры» со 2 по 8 класс в режиме непрерывного образования. Результаты пилотного проекта будут рекомендованы к использованию во всех общеобразовательных организациях региона.

Замечу ещё один социальный проект, реализуемый институтом. Через несколько дней в институте развития образования, который является памятником регионального значения, откроется музей истории образования Смоленской области. Это народный проект. По крупицам мы собирали фонды, по крупицам собирали деньги. И замечательно, что проект имеет выход как инициатива регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

В завершении замечу, что в каждом регионе, безусловно, есть свои традиционные масштабные социально-значимые мероприятия.

Есть они и у нас. Более 15 лет у нас проводятся:

фестиваль «Отечество мое православное»;

благотворительный марафон «Пасхальные дни милосердия»;

Елизаветинские и Кирилло-Мефодиевские чтения;

научно-практическая студенческая конференция «Шаг в науку».

Успешная реализация региональной стратегии духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения в регионе определила то, что в 2014 году IX Образовательные чтения Центрального федерального округа были проведены на Смоленской земле. В форуме приняли участие   163 человека из 18 регионов Центрального федерального округа.

Находясь сегодня на гостеприимной тамбовской земле, мы в очередной раз убедились в уникальном региональном опыте реализации стратегии развития духовно-нравственного образования и воспитания достигнутому благодаря тесному сотрудничеству администрации Тамбовской области и Тамбовской митрополии.

Вернусь к своей мысли, которую высказала в начале своего выступления. Угроза духовного характера — значит, нужен щит. Каков по конструкции щит  - региональное право определить его конструктивные элементы. Но основа щита — это милосердие, справедливость, любовь к ближнему, это то, что чувствует, думает и делает наш маленький ребёнок. Пусть он сделает правильный выбор, и тогда наша Родина будет сильна всегда.

 

Н.Г.Астафьева

У нас есть Центр «Преображение»  - там есть сайт. На нем мы пытаемся размещать всю информацию по Центральному федеральному округу. Ольга Станиславовна сейчас перечислила такую системную и сложную работу, что с этим можно знакомиться непосредственно знакомясь целевым образом и с работой института, и образовательных организаций.

Мы учитываем, что Смоленск — это очень историческая часть нашей страны. Я думаю, что это будет правильно между субъектами — то, о чем говорили, это обсуждение программ, это повышение квалификации, это совместные вещи, и надо в большей степени организовывать воспитательную работу. Дети должны на реальных примерах, выезжая в субъекты, я имею в виду все регионы Центрального федерального округа, и может быть даже в рамках Попечительского совета несколько таких маршрутов разработать и реализовать. Всё зависит от нас.

И мы понимаем, читая федеральные законы и прочее, что в основном решать приходится на уровне регионов и даже ниже — на уровне муниципалитетов часть вопросов.

Поэтому спасибо Вам огромное. Ваш опыт для всех нас бесценный.

Коллеги, сегодня уже много говорилось о новом, достаточно инновационном университете — Межрегиональном сетевом университете. Лариса Алексеевна Голубева сейчас представит членам Попечительского совета и вам пакет нормативно-правовых актов, которые составляют основу деятельности данного университета.

Я очень прошу вас обратить внимание на направления работы, потому что в пакете документов есть план работы. Нам придётся работать по этим материалам.

Л.А.Голубева

Уважаемые участники заседания Попечительского совета!Глубокоуважаемое священство!

Как уже отметил в своем выступлении  Александр Валерьевич Никитин, на предыдущем заседании Попечительского совета особое внимание  было уделено обсуждению  вопроса  о   создании  в масштабах Центрального федерального округа  единой организации,   координирующей  деятельность по подготовке специалистов в сфере духовно-нравственного воспитания.

В ходе  обсуждения было принято  решение о формировании Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа.

Формат сетевого университета  в данном конкретном случае был выбран неслучайно.

Во-первых,  он позволяет  включить  в работу по данному направлению региональные профильные Министерства, митрополии и епархии, крупные вузы, семинарии, общественные объединения.

Во-вторых,  в рамках университета  возможна  реализация образовательных  программ любого уровня, подготовка кадров высшей квалификации, реализация значимых научных исследований.

В-третьих, сетевое взаимодействие в настоящее время, в соответствии с действующим Законом об образовании (Федеральный закон                             от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), рассматривается как  инновационный институт, позволяющий использовать  для реализации той или иной образовательной программы  совместные ресурсы образовательных организаций.

Попечительским советом была  определена стратегическая цель  создаваемой организации - формирование системы подготовки квалифицированных кадров  на уровне всего округа.

Системный подход здесь особенно важен, ведь именно он может   обеспечить наиболее рациональное использование всех имеющихся ресурсов.

Цель и задачи  сетевого университета представлены на слайде.

Основные направления деятельности университета - научно-исследовательская, образовательная, информационно-коммуникационная, просветительская ориентированы на выполнение поставленных задач.

На следующем слайде представлена структура университета.

Стратегию его развития определяют Аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе через деятельность  Попечительского совета и, безусловно, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Высшим руководящим органом управления университетом является его Координационный совет, который формируется из представителей различных  организаций   регионов Центрального федерального округа. Их перечень есть в  проекте решения по данному вопросу.

Постоянно действующим рабочим органом, выполняющим организационные функции, является  Исполнительная дирекция.

Экспертно-аналитическое  и методическое обеспечение  работы университета осуществляет Экспертный совет.

 

На данный момент подготовлен пакет проектов  документов, определяющих нормативно-правовую основу деятельности сетевого университета, систему управления и деятельность  структурных подразделений:

  1. Концепция создания и организации деятельности Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа;
  2. Положение о Межрегиональном сетевом университете Центрального федерального округа;
  3. Положение о Координационном совете Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа;
  4. Положение об Исполнительной  дирекции Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа;
  5. Положение об Экспертном  совете Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа.

Во все регионы  Центрального федерального округа был направлен Меморандум  о создании  Межрегионального сетевого университета.

На данный момент  на основании  подписанных заявлений сформирован реестр участников деятельности  университета,   включающий 30  учреждений и организаций, органов исполнительной власти из                14 регионов Центрального федерального округа.

Мы выражаем благодарность ректорам  6 ведущих вузов страны, в том числе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета,  с которым нашу область связывает многолетнее сотрудничество, Курского и Брянского государственных  университетов, руководству 10 институтов повышения квалификации работников образования - Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской,  Ярославской областей.

В состав университета вошли органы исполнительной власти – Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Министерство образования Рязанской области,  6  организаций среднего профессионального образования, 2 общеобразовательных организации из различных регионов Центрального федерального округа.

Особенно хотелось бы отметить вхождение в состав университета общественного объединения «Международный научно-экспертный совет по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований» и  Тамбовской епархии  Русской Православной церкви.

Полный реестр участников, проекты нормативных документов, план-график по организации деятельности  университета  представлены в папках  членов Попечительского совета.

Обращаемся с просьбой согласовать пакет документов  или направить свои предложения в наш адрес.

В случае  положительного решения Попечительского совета сегодняшний день – 3 сентября  2015 года  станет днем создания Межрегионального сетевого университета Центрального федерального округа.

 

Н.Г.Астафьева

 

Спасибо, Лариса Алексеевна.

Вы понимаете, что университет — это серьёзная научная основа, которая нам необходима. Мы её сможем выработать только совместными усилиями — не только Тамбов в одиночку, или Смоленск, или Курск, или Липецк, или Воронеж..... Если мы не объединим ведущих ученых в этом направлении, то, конечно, вряд ли что получится.

Второй момент — это подготовка кадров по всем программам — бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. И это направление самое значимое. Поэтому считаем, что университет должен работать.

Ну и естественно — просветительская деятельность. Это мероприятия, конференции и прочее. Это уже как переговорные площадки.

 

Уважаемые коллеги, у нас основные выступления завершены. Если есть какие-то вопросы — пожалуйста.

Теперь мы должны рассмотреть и утвердить план  работы Попечительского совета на 2015 год.

Учебный год начался, и я поздравляю всех нас, что мы начинаем его с заседания Попечительского совета. План работы Попечительского совета подготовлен не только для членов Попечительского совета, но имеет весьма интересную структуру. Помимо классических заседаний здесь представлены все области и их крупнейшие мероприятия с датами проведения. Например, Смоленская область. Если позволите, Ольга Станиславовна, я прокомментирую план работы ваш на 2015 год. Это будет и Смоленский благотворительный марафон «Пасхальные дни милосердия», он будет проводиться в апреле. Это Кириллo-Мефодьевские и Авраамские чтения. Исторический праздник, посвящённый подвигу святого Меркурия Смоленского. Это будет областной фестиваль православной культуры «Отечество моё православное». Областные детско-юношеские Елизаветинские чтения «Белый ангел России» в октябре будет проводить Смоленская областная библитека.

То есть мы можем и должны принимать участие в этих мероприятиях.

Мы представили свой календарь мероприятий по данной проблематике на текущий год. Поэтому мероприятия эти и носят характер межрегиональный. Мы видим, что делается в Центральном федеральном округе. Наше управление инициирует эту работу и предлагает вам — коллективам, школам — принять участие в тех или иных конкурсах. Мы меняемся пресс-релизами, приглашениями и тем самым богатеем, используя опыт друг друга.

Передаю слово отцу Игорю.

 

Протоирей Игорь Груданов

 

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемая Наталья Георгиевна! Дорогие гости и участники Попечительского совета!

Наше заседание подошло к концу.

Мне хотелось бы от имени главы Тамбовской митрополии - митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия в первую очередь поблагодарить организаторов и гостей, которые приехали из других регионов для того, чтобы уже шестой год подряд принять участие в заседании Попечительского совета.

Мы посмотрели и проанализировали, что за эти годы Попечительский совет сделал достаточно много. Но впереди работы ещё больше.

В первую очередь это связано с тем, что посмотрите, какова тема этого совета - поставлен вопрос о создании региональной Стратегии развития системы духовно-нравственного воспитания.

Во многих регионах созданы Концепции, но это идеи. А как они будут реализовываться с учетом существующего уровня нормативно-правовой базы в сфере образования, существующего уровня нормативно-правовой базы и Русской Православной Церкви — это вопрос. Вопрос, на который не многие пытаются найти ответ, потому что это сложный вопрос.

В своём докладе Наталья Георгиевна отметила, что есть хорошие намерения в федеральном стандарте, но мы смотрим дальше и видим, что нет механизма по созданию условий для расширения. Всё это отдается на откуп региональной власти и нашим дорогим преосвященствам. Это очень важный момент. Мы переходим на новый этап нашего взаимодействия.

Надо разработать эту стратегию и надо создать механизм её реализации. Это очень подробно Наталья Георгиевна смогла раскрыть.

Мы посмотрели планы многих регионов, которые взаимодействуют в рамках Попечительского совета. Где-то запланированы духовно-образовательные чтения десятые, двенадцатые, шестнадцатые, а у нас в этом году юбилейные - двадцатые Питиримовские чтения.

Может быть, и с этим связано, что координация этой деятельности происходит на Тамбовской земле под покровом Святителя Питирима, потому что уже двадцать лет Тамбовская земля ставит вопрос, связанный с духовным развитием наших детей, наших сограждан.

27 ноября мы всех приглашаем в этот зал, потому что в этот день должны состояться здесь пленарные заседания двадцатых Питиримовских чтений. Мы приглашаем и гостей из других регионов посетить нас, чтобы можно было обсудить предварительные итоги и шаги по реализации этой Концепции.

Я хотел бы обратить внимание наших дорогих педагогов на то, что приостановлено действие введения профессионального стандарта педагога до 1 января 2017 года. И вот сейчас проходит этап апробации этого стандарта в регионах России. Тамбовская область привнесла, наверное, особый колорит в эту тему, потому что, проанализировав первоначальный вариант этого стандарта, мы обнаружили, что там вообще нет никаких компетенций для педагогов по формированию духовно-нравственных ценностей у обучаемых. Это нонсенс, ибо федеральный стандарт требует наличия программы духовно-нравственного воспитания. А компетенции не предусмотрены. Поэтому было разработано региональное дополнение, и эти предложения стали основой для Синодального отдела религиозного образования по разработке стандарта православного педагога и по созданию второго блока дополнений к региональному профессиональному стандарту педагога. Это тоже очень важная тема, которая найдёт отражение в дальнейшей нашей совместной работе.

Ещё раз мне хотелось бы поблагодарить гостей и участников расширенного заседания Попечительского совета. Впервые мы собрались здесь вместе. Раньше у нас была видеотрансляция, а сейчас мы лицом к лицу все приняли участие в этом благом деле.

Я хотел бы поблагодарить наших дорогих и уважаемых владык Преосвященной епархии Тамбовской митрополии. Владыка Игнатий сегодня принимает участие в заседании нашем - епископ Уваровский и Кирсановский и  владыка Гермоген, епископ Мичуринский и Моршанский.

Хочется, чтобы Господь нам помогал и в дальнейшем. Чтобы те решения, которые сегодня были приняты, нашли конкретное воплощение в деятельности обыкновенного рядового педагога, директора образовательной организации, руководителя муниципалитета, потому что только единением и любовью мы можем сохранить Русь и создать условия для личного спасения.

Пусть милость Господня пребывает со всеми вами.

 

Н.Г.Астафьева

 

 
 

Позиция губернатора Тамбовской области Никитина А.В.

         

Настоятельной потребностью современного российского общества является совершенствование его духовно-нравственной сферы. От улучшений нравственного климата в социуме во многом зависят и перспективы гармонизации общественных отношений, и возможности успешного развития России в сегодняшнем мире.

Заботясь о нынешнем и будущем социальном благополучии, нам необходимо задуматься о восстановлении оснований общественной и личной нравственности, опирающихся на ценности, выработанные человечеством в ходе его развития. Чрезвычайно важную роль в этом играет обращение к духовному наследию традиционных для России религий, несущих в себе высокий нравственный идеал личности.

Александр Валерьевич Никитин, глава администрации Тамбовской области


Проголосуй за наш сайт