29 октября 2010 года в г. Кирсанове Тамбовской области прошел очередной выездной лекторий по вопросам духовно-нравственного просвещения, который предусмотрен планом работы проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды».
В работе лектория приняли участие заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии иерей Игорь Груданов, старший методист ТОГУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» Юлия Владимировна Ведищева, педагогическая и родительская общественность ряда районов Тамбовской области (г. Кирсанова, Кирсановского, Уметского, Гавриловского, Инжавинского районов), педагогическая и родительская общественность области.
Основными вопросами, освещенными в ходе проведения лектория, были:
- духовно-нравственное просвещение в Тамбовской области;
- традиции семейного воспитания в формировании духовно-нравственных качеств личности;
- результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- впечатления педагогов и родителей по поводу преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Лекторий носит постоянный характер. Следующий выезд рабочей группы предполагается в ноябре в город Уварово Тамбовской области.
Программа проведения лектория
по вопросам духовно-нравственного просвещения
Место проведения: г. Кирсанов, ул. 50 лет Победы, 27, МОУ СОШ №1
Время проведения: 29.10. 2010 г. в 13.00
1. Открытие. Вступительное слово
Ануфриев Валерий Семенович – начальник отдела
управления образования администрации г. Кирсанова
2. «Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».
Ведищева Юлия Владимировна – старший методист ТОГУ «Межрегиональный центр
возрождения духовно-нравственного
наследия «Преображение»
3. «Работа тренера-преподавателя по подготовке учителей курса ОРКСЭ».
Ульянова Екатерина Викторовна – заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МОУ СОШ №1 Кирсанова
4. «Отзыв родителей на преподавание ОРКСЭ В школе».
Родитель ребенка, обучающегося
в МОУ СОШ № 1 Кирсанова
5. «Содержательно-методологические аспекты курса «ОРКСЭ».
Егорова Ирина Анатольевна – учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Кирсанова
6. «Взаимодействие школы и церкви в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения».
Иерей Игорь Груданов – заведующий отделом религиозного образования, катехизации
и миссионерства Тамбовской епархии
7. Разное.
8. Подведение итогов.
Ануфриев Валерий Семенович – начальник отдела
управления образования администрации г. Кирсанова
Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
Возрождение интереса к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. Оно обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. С другой стороны, нарастают негативные явления в нравственной жизни, о которых неоднократно говорил президент Российской Федерации Д.А. Медведев: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества, коррупция, дефицит морального контроля. Следствием этих процессов явились демографический кризис, рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь, разрушение семейных ценностей.
Сложившаяся ситуация позволяет говорить о ряде проблем в сфере функционирования системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, характерных и для Тамбовской области.
Текущее демографическое положение характеризуется стабильной депопуляцией, носящей характер общенациональной катастрофы. Основные показатели воспроизводства населения в Тамбовской области имеют тенденцию к уменьшению (2007 год – 1217,0 тыс. человек , 2008 год -1106, 0 тыс. человек). За период 2008-2009 годы в области отмечается увеличение числа родившихся и уменьшение числа умерших.
Численность постоянного населения Тамбовской области в 2009 году составила 1096, 9 тыс. человек, взрослое население в 5 раз превышает детское, которое уменьшилось на 3% и составило 181, 2 тыс. человек. По данным Росстата, в 2009 году родилось 10 тыс. 176 детей, это незначительный рост к уровню 2008 года, и показатель остается ниже среднероссийского. Доля вторых и третьих рождений уменьшилась с 40 до 33%.
Несмотря на снижение числа абортов, проблема искусственного прерывания беременности остается актуальной. Особую озабоченность вызывает прерывание беременности в юном и подростковом возрасте. Доля абортов у девочек 10-14 лет в области ежегодно снижается (2008 год- 0,05%, 2009 год – 0,01%). В возрасте 15-17 лет доля абортов уже составляет 2,1% (2008 год – 2,1%), а в возрасте 18-19 лет доля их увеличивается в 3 раза по сравнению с 15-17 летними подростками и составляет 5,2% (2008 год – 6,6%). Таким образом, каждый 10 аборт в области производится у подростков и молодежи в возрасте до 19 лет. Это составляет 7,4% от всех абортов (2008 год – 8,8%).
Современные параметры рождаемости в 1,8 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Каждый третий житель области достиг пенсионного возраста. Пенсионеров в 1,6 раза больше, чем детей. Сохраняется демографический спад, характеризующийся отрицательным приростом населения. В целом по области в 2009 году превышение числа умерших над числом родившихся составило 86,0% (2008 год – 92,5%).
Вызывают озабоченность проблемы развития сельского уклада жизни, которые в масштабах области заключаются в депопуляции, миграционных процессах. Ежегодно в связи с низкими показателями уровня жизни происходит отток сельского населения Тамбовской области в областной центр и в Москву. Хотя в 2009 году сложился миграционный прирост населения - 299 человек (2008 год – 253 человека), в миграционном обмене с регионами России население области уменьшилось почти на 1,6 тыс. человек. По данным 2009 года, городское население Тамбовской области больше сельского на 16%.
На качественные показатели социального уровня развития Тамбовской области большое влияние оказывает такой внешний фактор, как экономический кризис. Во многом именно этим фактором обусловлен низкий уровень качества жизни, слабое развитие коммуникаций и современной связи в сельской местности. В масштабах области наиболее остро стоят проблемы ослабления естественных институтов социализации, таких, как семья, детские сообщества и организации, рост социального сиротства, негативная динамика состояния здоровья населения.
Статистические данные показывают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет тенденцию к снижению. По состоянию на 01.01.2010 года, количество вышеуказанных детей составило 4862 ребенка (2007 год – 5250 детей, 2008 год – 5048 детей).
В органах опеки и попечительства области по состоянию на 01.01.2010 года состояло на учете 4109 детей (2007 год– 4129 чел., 2008 год – 4075 чел.), в том числе:
- подопечных детей – 2812 чел., из них 442 ребенка добровольно переданы родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя) (2008 год – 2922 чел., из них 472 ребенка добровольно переданы родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя), 2007 год – 3017 чел., из них 463 ребенка добровольно переданы родителями по заявлению о назначении их ребенку опекуна (попечителя);
- усыновленных детей - 1072 чел. (2007 год – 972 чел., 2008 год – 986 чел.);
- в приемных семьях и патронатных семьях - 225 чел. (2007 год – 140 чел., 2008 – 167 чел.).
Всего на 01.12.2009 в учреждениях интернатного типа находилось на воспитании 2546 человек (2007 год – 2320 чел.).
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях в 2009 г., составляет 878 человек (207 год – 1136 чел.). Сиротами являются 103 ребенка (2007 год – 128 чел., 2008 год – 127 чел.), социальными сиротами - 775 детей (2007 год – 1008 чел., 2008 год – 1000 чел.).
В 2009 году в интернатных образовательных учреждениях области наблюдается тенденция к уменьшению числа воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах детей из неполных, малообеспеченных и неблагополучных семей (2007 год – 905 чел., 2009 год – 787 чел).
В специальных (коррекционных) учреждениях области воспитываются 1249 человек (2007 год – 1256 чел., 2008 год – 1198 чел.).
В 2009 году в интернатных образовательных учреждениях области уменьшилось количество детей-инвалидов (2008 год – 553 чел., 2009 год – 516 чел.). Из них 119 относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Число выявленных фактов жестокого обращения с детьми в 2009 году составило 25 случаев (2007 год – 20, 2008 год – 34).
Остается высокой доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Хотя количество преступлений и административных правонарушений уменьшилось (2008 год – 856 преступлений, 2009 год – 696), отмечается рост проступков, связанных с употреблением наркотических веществ (ПАВ) (2008 год – 44, 2009 год – 50). Помимо этого, в области отмечается увеличение числа подростков, состоящих на профилактическом учете в органах здравоохранения за употребление наркотических средств с вредными последствиями для здоровья (2008 год – 14, 2009 год - 44), за употребление алкоголя с вредными последствиями для здоровья (2008 год – 304, 2009 год - 472), за употребление токсических веществ с вредными последствиями (2008 год – 26, 2009 год - 68 фактов).
Девиантное поведение подрастающего поколения является во многом следствием разрушения и кризиса семьи, низкого уровня духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентности семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утраты семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Органами ЗАГС в 2007 году зарегистрировано 8,8 тыс. браков и 5,1 тыс. разводов (2008 год – 7,9 тыс. браков и 5,1 тыс. разводов, 2009 год – 8,2 тыс. браков и 5,1 тыс. разводов).
В целом за период с 2007 по 2009 годы возросло количество разводов (в расчете на 1000 браков в 2007 году приходилось 577 разводов, 2009 год – 621 развод).
Эти данные убедительно доказывают, что негативные изменения происходят не только в обществе, но и в семье.
Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:
- христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
- педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
- целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
- любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
- интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям;
- нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель», предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания.
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.
Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи".
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):
I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;
II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;
2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.
III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку двух последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности семей
IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.
V. Организационно-политическое направление. В рамках этого направления деятельности осуществляется разработка программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.
VI. Экономическое направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.
VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в региональных системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.
Одним из направлений деятельности Центра «Преображение» является создание и развитие региональной системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Это предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.
I. Организационно-управленческий блок задач
1. Нормативно-правовое.
2. Организационное обеспечение развития региональной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
II. Информационно-просветительский блок задач
1. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению.
III. Содержательный блок задач
1. Научно-методическое обеспечение семейного духовно-нравственного воспитания.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального развития.
3. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.