«Об обеспечении на территории Тамбовской области готовности к апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур м светской этики»

17.11.2010 11:47
Печать

Об обеспечении на территории Тамбовской области готовности   к апробации комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Нормативными правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) являются:

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);

Поручение Президента РФ от 02.09.2009;

Распоряжение Председателя Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р;

ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности;

постановление администрации области от 30.11.2009 № 1412 «О создании Межведомственного совета по реализации проекта духовно-нравственного просвещения школьников в Тамбовской области в 2009-2011 годах;

приказ управления образования и науки области от 25.12.2009 №3543 «Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

приказ управления образования и науки области от 01.03.2010 № 634 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки области от 10.04.2009 № 936 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

Введение курса ОРКиСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации обучающихся.

Проведение федерального эксперимента – одна из мер государства, направленная на духовную консолидацию российского общества, укрепление его нравственных основ средствами образования.

Введение комплексного учебного курса ОРКиСЭ в общеобразовательных учреждениях решает следующие задачи:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 

 

Комплексный учебный курс состоит из 6 модулей:

1) основы православной культуры,

2) основы исламской культуры,

3) основы буддийской культуры,

4) основы иудейской культуры,

5) основы мировых религиозных культур,

6) основы светской этики.

Все модули нового курса соединяются 4 общими тематическими блоками:

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

Первый урок - «Наш дом – Россия».

На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.

Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа,   о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики (16 ч.)

Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.

В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.

Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

Блок 3.Основы религиозных культур и светской этики (12 ч.)

Продолжается раздельное обучение

Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося.

В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни.

Ценности Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяют направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и в современном контекстах.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России
(5 ч.)

Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество)» и др.

Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России.

Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», посвященным Дню народного единства    (4 ноября).

Введение курса предполагает обязательную работу с семьями обучающихся.

Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания.

Курс ОРКиСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества.

Планируются следующие формы работы с родителями:

проведение 3 родительских собраний;

включение родителей в учебно-воспитательный процесс через систему вопросов-заданий;

участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

При изучении предмета   планируется внеурочная деятельность.

Для проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» по решению педагогического совета школы могут быть выделены дополнительные часы.

В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть   представлены:

1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКиСЭ;

2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;

3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;

4) дегустация блюд национальной кухни народов России.

Введение нового курса – шаг государства на пути воссоздания общественно-государственной системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи России.

1 ноября 2011 г. – завершение федерального эксперимента.

1 сентября 2011 г. – начало работы ОУ по комплексным программам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (в рамках ФГОС начального общего образования).

2010 – 2011 уч. г. – подготовка регионов к работе по новым стандартам.

Тьюторы (тренеры), прошедшие переподготовку, - кадровая основа для создания региональной общественно-государственной системы воспитания детей и молодежи.

Деятельность управления образования и науки области по апробации комплексного учебного курса осуществляется в соответствии с Соглашением между управлением и Министерством образования и науки РФ, в котором определены права и обязанности сторон:

2.1. Министерство обеспечивает:

2.1.1. разработку учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса (рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации, книга для учителя, мультимедийные учебные пособия);

2.1.2.   тиражирование учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию комплексного учебного курса;

2.1.3. проведение внеочередного повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по вопросам преподавания комплексного учебного курса;

2.1.4. проведение социологических исследований о ходе апробации и реализации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации;

2.1.5. проведение совещаний в федеральных округах по вопросам апробации и реализации комплексного учебного курса (не реже одного раза в полугодие);

2.1.6. создание и поддержку специализированного сайта в сети Интернет по апробации и реализации комплексного учебного курса;

2.1.7. проведение всероссийского совещания по обсуждению итогов апробации и реализации комплексного учебного курса (IV квартал 2011 г.).

2.2. Управление образования и науки области обеспечивает:

2.2.1. внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Тамбовской области, обеспечивающие реализацию комплексного учебного курса;

2.2.2. информационное сопровождение хода апробации и реализации комплексного учебного курса в регионе;

2.2.3. направление на внеочередное повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта РФ по вопросам преподавания комплексного учебного курса;

2.2.4. Содействие организации внеочередного повышения квалификации педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений по вопросам преподавания комплексного учебного курса;

2.2.5. Координацию и контроль хода апробации и реализации комплексного учебного курса в регионе;

2.2.6. Своевременное предоставление в Министерство информации по вопросам апробации и реализации комплексного учебного курса;

2.2.7. Содействие в организации и проведении конференций в регионе по вопросам распространения опыта апробации и реализации комплексного учебного курса;

2.2.8. Участие в проведении совещаний в федеральных округах по вопросам апробации и реализации комплексного учебного курса (не реже одного раза в полугодие);

2.2.9. Участие в проведении всероссийского совещания по обсуждению итогов апробации и реализации комплексного учебного курса (IV квартал 2011г.);

2.2.10. Содействие проведению социологических исследований о ходе апробации и реализации комплексного учебного курса.

Министерством образования и науки РФ определена циклограмма основных мероприятий 2010 года.

Родители вместе с учениками выбирали самостоятельно один из модулей курса:

55% - выбрали модуль «Основы православной культуры»;

37 % - выбрали модуль «Основы светской этики»;

7 % - выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур»;

0,2 % - модуль «Основы исламской культуры».

Модули «Основы   иудейской культуры», «Основы  буддийской культуры»   остались невыбранными.

В феврале 44 тренера из числа учителей, специалистов муниципальных методических служб и сотрудников Института повышения квалификации работников образования прошли обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки (г.Москва). Обучение тренеров осуществляли авторы учебных пособий, преподаватели высшей школы. Все тренеры получили соответствующие сертификаты.

 

В марте прошли обучение 667 учителей области, которые будут преподавать данный курс в школах.

Курсы повышения квалификации учителей были организованы в три этапа на базе трех территорий:

 

Этап

Территория

Количество слушателей

Сроки проведения

I этап

г. Тамбов

102 чел.

1 – 9 марта

г. Мичуринск

127 чел.

1 – 9 марта

р.п. Инжавино

49 чел.

1 – 9 марта

 

II этап

г. Тамбов

106 чел.

10 – 18 марта

г. Мичуринск

134 чел.

11 – 19 марта

р.п. Инжавино

49 чел.

11 – 19 марта

 

III этап

г. Тамбов

100 чел.

19 – 27 марта

Итого

 

667 чел.

 

 

Из них 82% - учителя начальных классов, остальные - учителя предметов гуманитарного цикла (русский язык, литература, история, обществознание, МХК).

Имеют стаж работы до 5 лет – 8% учителей, свыше 20 лет – 53%.

Имеют высшую квалификационную категорию – 7%, первую – 32%, вторую – 27%, без категории – 34% учителей.

Все слушатели были обеспечены местами проживания и питанием.

Обучение осуществлялось в соответствии с учебным планом Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования тренерами-преподавателями, имеющими соответствующие сертификаты Академии.

Лекционные занятия проводились по потокам в количестве 100 чел., на практические занятия потоки делились на группы 24 – 26 человек. Итоговая аттестация проводилась в форме представления методических разработок по данному курсу.

По результатам итоговой аттестации (защита проекта), все слушатели были признаны освоившими учебную программу.

Все аудитории были оснащены компьютерной техникой. Слушатели получили CD-диски и печатные материалы, необходимые для дальнейшей работы.

 

Для дальнейшего консультационного и методического сопровождения учителей к каждому тренеру прикреплена группа учителей. На сайте ИПКРО открыта консультационная линия. Предполагается до конца учебного года посещение занятий по данному курсу тренерами с целью оказания методической помощи учителям.

 

25 марта в область были доставлены учебные пособия по курсу в соответствии с поданной ранее заявкой. 26 и 27 марта учебные пособия были переданы в муниципалитеты.

 

Осуществляется информационное сопровождение хода апробации комплексного учебного курса: информация в печатных СМИ, посредством теле- и радиовещания. Данному вопросу было посвящено заседание областного родительского собрания (300 чел.). На сайтах управления и Тамбовского областного института повышения квалификации созданы соответствующие разделы, на которых все желающие могут ознакомиться с ходом реализации проекта, высказать свое мнение, внести предложения.

LAST_UPDATED2