Региональный семинар-совещание «Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы»

04.10.2010 15:05
Печать

10.06.2010 -

региональный семинар-совещание, посвященный первым итогам и дальнейшим перспективам апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

Резолюция
регионального семинара-совещания
«Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы»

Во исполнение плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного Правительством Российской Федерации, 10 июня 2010 года в Тамбовской области проведен региональный семинар-совещание, посвященный первым итогам и дальнейшим перспективам апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
В работе семинара-совещания приняли участие 178 человек: заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.И.Калина, представители АПК и ППРО, управления образования и науки Тамбовской области, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», религиозных организаций, региональных СМИ, родительской общественности, руководители образовательных учреждений, преподаватели-тренеры, учителя.
В ходе семинара-совещания были обсуждены вопросы:
о работе управления образования и науки области, муниципальных органов управления образованием по нормативно-правовому и организационному обеспечению апробации курса ОРКСЭ в Тамбовской области;
о подготовке педагогов к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
об обеспечении условий для апробации курса в общеобразовательных учреждениях области;
об организации взаимодействия с религиозными, общественными организациями, СМИ и родительской общественностью в процессе апробации курса ОРКСЭ;
о методическом обеспечении преподавания курса ОРКСЭ;
На мастер-классах был представлен опыт работы учителей, участвовавших в апробации курса.
Участники семинара-совещания констатировали, что в Тамбовской области создана необходимая нормативно-правовая и организационная база апробации курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса. Общеобразовательные учреждения области полностью обеспечены учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся.
Участники семинара-совещания считают, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» является обоснованным и эффективным шагом, способствующим духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Нормативно закрепленные условия реализации курса обеспечивают его светский, культурологический и вместе с тем воспитательный характер, что согласуется с конституционными основами многонационального Российского государства и государственной образовательной политики.
Все учителя, преподающие курс ОРКСЭ, прошли обучение на курсах повышения квалификации, организованных на основе программы, разработанной АПК и ППРО. Обучение помогло педагогам осознать цели и концепцию, понять культурологический характер курса, его значимость в контексте задач духовно-нравственного развития обучающихся, овладеть базовыми теоретическими знаниями об основных мировых религиозных культурах и основами образовательных технологий, наиболее эффективных с точки зрения задач курса. Институтом повышения квалификации подготовлены методические пособия для учителей по курсу ОРКСЭ, обеспечена работа специализированного сайта, на котором организовано дистанционное консультирование учителей. Тренеры-преподаватели, прошедшие обучение в АПК и ППРО, осуществляют индивидуальное консультирование педагогов, преподающих курс ОРКСЭ. С целью координации усилий по методической поддержке учителей создано региональное методическое объединение педагогов, участвующих в апробации курса ОРКСЭ. В большинстве общеобразовательных учреждений организовано активное и успешное взаимодействие с родителями в реализации нравственно-воспитательных задач курса. Осуществляется конструктивное взаимодействие с религиозными организациями на основе соблюдения светской направленности курса.
По мнению участников семинара, наиболее актуальными задачами апробации курса являются:
разработка проекта целостной методологической концепции преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» на всех ступенях общего образования;
более активное внедрение в практику преподавания курса ОРКСЭ интерактивных методов, предполагающих опору на использование личностного опыта обучающихся;
обеспечение оперативного консультирования педагогов по содержательным и методическим вопросам преподавания курса;
совершенствование и доработка учебно-методического комплекта по курсу ОРКСЭ за счет создания методических пособий для учителя, рабочих тетрадей, развернутого мультимедийного сопровождения, а также усиления личностно-ориентированной направленности модуля «Основы светской этики» и воспитательного потенциала модуля «Основы мировых религиозных культур»;
проработка вопросов межпредметных связей курса ОРКСЭ с такими предметами, как «Окружающий мир», «Литература», «Обществознание», «История»;
широкое распространение успешного опыта педагогов и общеобразовательных учреждений, реализующих курс ОРКСЭ;
создание условий для своевременного и качественного повышения квалификации педагогов, участвующих в реализации курса ОРКСЭ.
Участники семинара-совещания решили:
1. Принять к сведению информацию о проведенной в Тамбовской области работе по обеспечению условий для реализации курса ОРКСЭ.
2. Рекомендовать управлению образования и науки области, муниципальным органам управления образования обеспечивать необходимое нормативное правовое и организационное сопровождение апробации курса.
3. Рекомендовать директорам общеобразовательных учреждений принять меры для стимулирования учителей, ведущих курс ОРКСЭ.
4. Рекомендовать ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»:
организовать регулярное повышение квалификации и оперативное консультирование педагогических работников, участвующих в реализации курса ОРКСЭ;
продолжить практику издания методических рекомендаций и публикации (в т.ч. – в сети Интернет) лучших методических разработок, подготовленных учителями курса ОРКСЭ;
подготовить рекомендации, направленные на методическое сопровождение перехода с одного модуля курса на другой в случаях изменения первоначального выбора родителей и учащихся.
5. Поддержать идею организации во всех муниципальных образованиях лектория с родительской общественностью по вопросам духовно–нравственного просвещения детей и молодежи.
LAST_UPDATED2